Каждый дизайнер проходит в своей жизни экзамен на проектирование стула и сдать его бывает куда сложнее, чем создать любой другой объект. Потому что изобрести новый стул — все равно что заново изобрести велосипед! Стул — это простой, максимально функциональный предмет нашего домашнего обихода, если он неудобен или непрактичен, этого не скрыть за красивой оболочкой.
В одном кафе (это был кафетерий при миланском музее Триеннале) как-то собрали в одном зале все самые известные стулья, созданные в разное время разными дизайнерами. Посетители могли посидеть на каждом из них, оценить и сравнить их характеристики в деле. Так быстро выяснилось, что одни кресла действительно эргономичны и комфортны, а создатели других в погоне за красотой создали громоздкие, непрактичные и чрезвычайно неудобные объекты.
Мы собрали для вас десять культовых стульев: они входят во все учебники по истории дизайна, а их надежность, качество и функциональность проверены самим временем (а еще популярностью у «пиратов», ведь все эти модели — самые подделываемые в мире!)
Венский («тонетовский») стул, Михаэль тонет
Нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет. Поэтому знаменитый «тонетовский» стул по праву занимает первое место в нашем обзоре. Он был придуман немецким мебельщиком Михаэлем Тонетом (Michael Thonet), который начал применять в производстве своих изделий старинные технологии гнутья древесины паром. В 1850 году первая партия из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1, отправляется к заказчику в Будапешт. А в 1859 году появляется самый известный из стульев Тонета — Model №14, состоящий из шести стандартных элементов, скручиваемых металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной: тонетовский стул оставался невредимым и после падения с Эйфелевой башни. Побробнее об истории тонетовских стульев читайте в нашем специальном материале. www.thonet.com.au
Wishbone Chair, Ханс ВЕГНЕР
В 1943 году датский дизайнер
Eames Plastic Chair DSW, Чарльз и Рэй Имз
В послевоенные годы Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) активно работали на масс-маркет, стремясь сделать мебель доступной для всех. Они использовали дешевые материалы вроде фанеры и пластика и при этом экспериментировали с технологиями. Они создавали удобную мебель, учитывающую параметры человеческого тела. Знаменитый пластиковый стул DSW, который выпускается Vitra уже больше полувека (модель датирована 1950 годом), за счет разгрузки давления на поясницу до сих пор считается самым удобным стулом в истории. Деревянные ножки делают эту модель устойчивой и надежной, а разнообразие вариантов сидений (которые выпускаются как в пластике, так и в текстильной обивке) и расцветок позволяют подобрать идеальный вариант для любого интерьера. www.vitra.com
Panton Chair, Вернер Пантон
Изобретенный
Jacobsen Series 7 Chair, Арне Якобсен
Икона дизайна, созданная пионером датского дизайна Арне Якобсеном (Arne Jacobsen), — стул Series 7 1955 года, и по сей день остается одним из главных бестселлеров мебельной марки Fritz Hansen. Это штабелируемая модель с сидением из прессованного шпона, доступного в разных расцветках, что делает ее практически универсальным решением для разных типов интерьера.
За свою многолетнюю историю стул неоднократно подвергался всевозможным творческим интерпретациям. Так, например, в 2017 году немецкий дизайнер иранского происхождения Лейла Пидайеш (Leyla Piedayesh), основательница марки одежды lala Berlin, облачила культовый объект в мягкую бархатную обивку глубоких оттенков. www.fritzhansen.com
Louis Ghost Chair, Филипп Старк
Стул Louis Ghost, придуманный в 2000 году Филиппом Старком (Philippe Starck) для марки Kartell, — постмодернистский триумф высокотехнологических инноваций и исторического стиля. Здесь в полной мере проявилась знаменитая старковская ирония: объект из прозрачного поликарбоната представляет собой пластиковую (читай уличную, демократичную, малобюджетную) версию классического помпезного кресла в стиле Людовика XV. Модель выглядит не менее элегантно, но в отличие от своего прообраза может использоваться как в помещении, так и на улице. Просто и гениально, как и все, что делает Старк! www.kartell.it
Chair 69, Алвар Аалто
Стул Chair 69, созданный в 1935 году, — прямой наследник культового трехногого табурета Stool 60 Алвара Аалто (Alvar Aalto)1933 года, который до сих пор остается одним из главных хитов финской маркой Artek. В конце 1920-х годов Аалто начинает эксперименты с гнутой березой, которые привели к разработке уникальной технологии производства мебели, запатентованной в 1933 году. С ее помощью было создано более 50 разных предметов мебели, в том числе знаменитый табурет и стул. Главная «фишка» — простота сборки: ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи винтов. www.artek.fi
Tulip Chair, Ээро Сааринен
Яркий визуальный образ, футуристичный дизайн, инновационные материалы и громкое имя создателя — все это культовый стул Tulip архитектора Ээро Сааринена (Eero Saarinen). Он был создан в 1955–1956 году и вот уже более 60 лет выпускается американской компанией Knoll. Его силуэт напоминает бутон тюльпана, благодаря которому модель и получила свое поэтичное название. Новаторство заключалось не только в ультрасовременном облике предмета, но и в материалах. Цельные спинка и сиденье были выполнены из формованного стекловолокна. К сожалению, полностью изготовить стул из этого материала не удалось — ножку пришлось отливать из алюминия, чтобы конструкция выдерживала необходимую нагрузку (в отличие от подделок, которые целиком сделаны из дешевого пластика!). Подробнее об этом культовом объекте дизайна читайте по ссылке. www.knoll.com
Toliх Chair, Ксавье Пошар
Этот металлический стул (или его пиратскую аналоги) можно встретить сегодня в каждом десятом общественном заведении мира. Однако его путь к всегобщей любви и популярности был долгим. Он был создан не дизайнером, а мастером-экспериментатором Ксавье Пошаром (Xavier Pauchard). Он еще в начале XX он увлекся идеей галиванизации железа, однако на реализацию идеи ушло почти 20 лет. В конце 1930-х гг. он создал фирму Tolix и стал выпускать разные изделия для дома — от вил и лопат до мебели. В 1934 был создан первый оцинкованный стул серии «А»: по легенде, успех к бренду пришел после крупного заказа для трансатлантического лайнера «Нормандия». После возвращения судна из плавания о стульях Пошара уже знали по обе стороны океана. Основными заказчиками стула были и остаются уличные кафе, бистро и бары. Предмет до сих пор производится вручную — на его создание требуется более 100 различных манипуляций! Подробнее о Tolix Chair читайте в материале по ссылке. www.tolix.fr
Wiggle Side Chair, Фрэнк Гери
Автор знаменитого синусоидного стула — канадский архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), лауреат Притцкеровской премии 1989 года, автор культовых образцов деконструктивизма. В 1972 году в качестве альтернативы пластику Гери начинает работать над мебелью из картона, выросшую впоследствии в полноценную серию «Простые грани» (Easy Edges). На работу с необычным материалом его подтолкнула куча выброшенной промышленной упаковки недалеко от его офиса, из которой автор обычно проектировал архитектурные модели. Стул Wiggle с облицовкой из фанеры состоит примерно из 60 слоев гофрокартона, скрепленных внутренними болтами. Несмотря на визуальную легкость, прочная и надежная конструкция спокойно выдерживает вес взрослого человека. И даже небольшого автомобиля! Выпускается легендарная модель фабрикой Vitra. www.vitra.com