Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре
Эскиз дивана Франческо Бинфаре.

ELLE DECORATION: Вы не только дизайнер, но и художник, а ваши работы часто сравнивают с арт-объектами…

Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре
Дизайнер Франческо Бинфаре.

ФРАНЧЕСКО БИНФАРЕ (Francesco Binfaré): Невозможно провести точные границы между искусством и дизайном. Потому что сложно определить, что такое дизайнер, а еще труднее сформулировать, что такое художник. Моя работа состоит в том, чтобы видеть, мыслить и вдохновляться. Много лет назад я наблюдал за людьми на улице, которые шли, глядя в свои мобильные телефоны и не обращая внимания на мир вокруг. Это повергло меня в меланхолию. И однажды я нарисовал фигуры, которые сидят на плотах, уставившись в экраны смартфонов, пока плот дрейфует. Работы с этим сюжетом выставлялись в Пьяченце. Кем я был в тот момент — художником? Затем эту же мысль я воплотил в диване Pack. Теперь я был уже дизайнером? На мой взгляд, важно говорить то, что нужно сказать, уметь выразить идею в чем-то материальном — и сделать это хорошо!

Вы давно сотрудничаете с Edra, и самые известные ваши работы для бренда — это диваны. Что вас привлекает в работе над созданием диванов и в чем уникальность именно этого предмета мебели? Существует ли формула идеального дивана?

Ф.Б.: Диван не очень сложен технически, все сложности — скорее поэтические. Этот объект ближе к искусству, чем к инженерной мысли. Более того, он скорее сродни живописи, чем архитектуре, так как в первую очередь аппелирует к человеческой природе. Секреты? Не знаю, есть ли они, но на всякий случай я их не раскрою.

Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре
Диван Flap, дизайн Франческо Бинфаре для Edra.

Нужно быть художником, чтоб уловить дух времени. И дизайнером, чтобы воплотить его

Какова роль технологий и материалов в дизайне?

Ф.Б.: Технологии, конечно, важны, но вряд ли они могут вдохновлять сами по себе. Начнем с того, что с концептуальной точки зрения в проектировании диванов не было инноваций как минимум последние 200 лет. С материалами все немного по другому: появился как минимум полиуретан.

Иногда производитель приносит материал и просит найти ему применение — но это все равно, что смотреть случайному прохожему в глаза. Я начинаю с другого — и вспоминаю о технологиях только на том этапе, когда идея уже начала обретать очертания, когда пришло время превратить ее в рассказ. И тут вступает в игру бренд, производитель, и нас становится двое — я, автор, и компания-интерпретатор.

Для достижения наилучшего результата оба должны обладать схожими навыками. «Умная подушка», которую мы создали в 2013-м и впервые использовали в диване Standard, — один из ярких примеров такого успеха. Сначала у меня возникла идея поместить механизм, который фиксировал бы подушку в разных положениях, внутрь формы. А Edra сделала второй шаг — создала механизм, который почти не изнашивается и хорошо выполняет свою работу даже после тысячи и тысячи применений. Так и выглядит правильное сотрудничество.

Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре
Силуэт дивана Pack — это образ белого медведя, дрейфующего на отколовшейся льдине.

Все объекты, которые вы создали для Edra, подчеркнуто современные. Если представить интерьер total look от Edra, то где и для кого он будет создан? И стоит ли в принципе выбирать мебель для дома одного и того же бренда?

Ф.Б.: Нет, это не очень хорошая мысль. Идея существования стандарта возникла во время первой промышленной революции. Но уже во второй половине двадцатого века это было преодолено, когда вместе с Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) мы придумали кресло, изготовленное из полиуретановой формы, которая каждый раз была новой. Мы воплощали идею отсутствия стандарта, но это также было и поэтическим заявлением — или пророчеством. Сегодня мы живем в мире, где различия — это и есть стандарт. Как минимум у каждого своя татуировка или причудливый наряд; в конце концов, у нас есть мир равных, которые выглядят по-разному. Стремясь быть оригинальными, мы теряем свою идентичность. Поэтому лучше иметь дом с самыми разными вещами, чтобы не сойти с ума.

Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре
Эскиз кресла Франческо Бинфаре.

Лучшие объекты — это результат сотрудничества автора-дизайнера и интерпретатора-бренда

Мир сильно изменился. Как это повлияет на дизайн? И вообще — как изменился человек, какие новые вопросы перед нами стоят и сможем ли мы их решить?

Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре
Кресло Standart с изголовьем, в котором применена технология «умной подушки».
Фото
EMILIO TREMOLADA

Ф.Б.: Я оптимист, но я — всего лишь росток оптимизма в пессимистичной почве. Мы бежим по порогам бушующей и грозной реки. Можете ли вы сделать диван, который воплощает это? Может быть, это должен быть диван с гвоздями, но он уже есть — тот, что у факиров и йогов. Я размышляю о будущем, но скорость, с которой течет время, действительно набирает обороты. Трудно найти компас, чтобы не потеряться в этих метаморфозах. Требуется склад ума художника, чтобы уловить тонкие вибрации времени. И мастерство дизайнера, который сумел бы воплотить их в продукт. И вот мы возвращаемся к исходной точке — к тому, что такое художник и что такое дизайнер. На протяжении десятилетий я рассказывал об эпохах, в том числе своими объектами для Edra. А теперь размышляю о том, как пересказать то, что происходит. www.edra.com

Тридцать лет спустя: интервью с дизайнером Франческо Бинфаре

Диван Flap, дизайн Франческо Бинфаре, Edra, 2000.