№1
Архитектор Ренцо Пиано (Renzo Piano) родился 14 сентября 1937 года в Генуе в семье владельцев строительной фирмы. Небольшое бюро было основано еще его дедом, а затем поддержано отцом и тремя его братьями, которые открыли в Генуе компанию Fratelli Piano.
№2
В 1964 году Ренцо Пиано окончил знаменитый миланский Политех (Politecnico di Milano) — крупнейший технический университет Италии, кузницу архитектурных и дизайнерских кадров мирового уровня. Техническое образование заложило основу его инженерного конструктивного мышления.
№3
Одним из первых эпизодов его профессиональной карьеры в 1960-е годы было сотрудничество с американским архитектором Луисом Каном (Louis Kahn) — автором градостроительного плана Филадельфии и главного идеолога монументализма в архитектуре.
№4
В 1970 выиграл свое первое профессиональное состязание — премию за архитектуру итальянского павильона на «Экспо-70» в Осаке. Павильон использовал внешнюю конструкцию ярусов — принцип, который позже будет повторен Пиано в его классических работах.
№5
Ренцо Пиано сформировал архитектурную систему, которая одинаково противостояла как классическому Интернациональному стилю, так и пост-модернизму 1960-х — 1980-х годов. Его архитектурный почерк был лишен как простой геометрии форм, свойственных Международному стилю, так и интереса к смешению элементов, типичных для классического пост-модерна.
№6
Во время пребывания в Осаке он познакомился с британским архитектором Ричардом Роджерсом (Richard Rogers), с которым работал с 1971 по 1977 год. Их первым совместным проектом стало здание штаб-квартиры мебельной фабрики B&B Italia, построенное в провинции Комо в Италии. В этом проекте сформировались и были использованы основные приемы, которые впоследствии будут использованы при строительстве Центра Жоржа Помпиду (Париж).
№7
Ренцо Пиано было 34 года, когда вместе с Ричардом Роджерсом они выиграли конкурс на строительство Центра Жоржа Помпиду в Париже (Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou). В состязании принимал участие 681 проект из 49 стран. Этот конкурс считался первым международным конкурсом на строительство крупного архитектурного объекта во Франции, а Ренцо Пиано и Ричард Роджерс стали первыми иностранными архитекторами XX столетия, реализовавшими выдающийся архитектурный проект во Франции.
№8
Центр Жоржа Помпиду в Париже был использован Жаном Бодрийяром (Jean Baudrillard) в качестве основного примера современного строительства в его эссе «Архитектура: правда или радикальность?». Архитектура Бобура, по мнению Бодрияйра стала маркером новой архитектурной доктрины. Говоря о здании, Бодрийяр, в частности, отмечает: «Оно рассказывает о движении, установках, потоках, о посетителях, объектах или знаках».
№9
Терминал аэропорта Kansai в Осаке (1991–1994), за архитектуру которого Ренцо Пиано получил Притцкеровскую премию, был сделан подчеркнуто протяженным (1,7 км) и малоэтажным. Это давало возможность диспетчерам всегда видеть взлетающие и садящиеся самолеты. Здание аэропорта оказалось одним из немногочисленных сооружений, практически не пострадавших во время землетрясения 2011 года.
№10
Важной задачей при строительстве Центра Пауля Клее в Берне (1999–2005) было защитить рисунки художника от солнечного света. Длинное сооружение получило форму волны и идеально вписано в окружающие его холмистый ландшафт.
№11
В проекте штаб-квартиры газеты New York Times в Нью-Йорке (2000–2007) Пиано стремился продемонстрировать единство информации и города. В конкурсе проектов также принимали участие Норман Фостер (Norman Foster), Сезар Пелли (Cesar Pelli) и Фрэнк Гери (Frank Gehry). Отличительная черта здания — стеклянный дублирующий фасад, который отстоит от основной стены на 61 сантиметр и выполняет функцию защитного экрана.
№12
При строительстве здания Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско (2000–2008) задачей архитектора было объединить все академические институции в одном пространстве. Крыша площадью 1,5 гектара превращена в парк, холмы которого одновременно являются световыми куполами. Система обеспечения демонстрирует возможности науки и представляет встроенный в природную систему экологически совершенный объект: потребление воды сокращено на 50%, а в 90 % случаев используется только естественное освещение.
№13
С именем Ренцо Пиано связывают развитие «хай-тек» — архитектурного движения 1970-х — 2000-х годов. Сам Ренцо Пиано всегда отрицал свою принадлежность этому направлению, равно как и факт существования такого стиля.
№14
В 2002 году Ренцо Пиано спроектировал небоскреб The Shard («Осколок») в Лондоне. Проект был реализован в 2012 году. Здание, насчитывающее 87 этажей стало на тот момент самым высоким (310 м) небоскребом в Европе. Помимо офисов и квартир в нем есть зеленые зоны, общественные пространства и инфраструктура, благодаря которой башня является настоящим «вертикальным городом».
№15
С 2015 года Ренцо Пиано работал над проектом нового культурного пространства ГЭС-2 на Болотной набережной в Москве, которое открылось в 2021 году в здании старейшей столичной электростанции. В «ГЭС-2» располагаются выставочные пространства, детские площадки, мастерские «Своды», здесь также регулярно проводятся кинопоказы, спектакли и другие культурные мероприятия.