Американский архитектор и дизайнер Фрэнк Гери (Frank Gehry) всегда говорил, что архитектура — не статическая, а динамическая форма. Он полагал, что в устойчивой конструкции происходит собственное движение, преодолевающее монолитную тяжесть здания. Весть его архитектурный опыт — наглядное подтверждение этого принципа.
№1
Фрэнк Гери родился 28 февраля 1929 года в Торонто в семье выходцев из России и Польши. Его настоящее имя — Эфраим Оуэн Гольдберг. Считается, что его бабушка, Лея Каплан, научила Фрэнка строить игрушечные города: они часами играли, выстраивая фантастические сооружения из кусочков дерева. Из-за антисемитских настроений в Канаде юноша сменил имя и фамилию и переехал с семьей в Соединенные Штаты. С 17 лет Гери жил и учился в Лос-Анджелесе.
№2
Дед Фрэнка Гери владел строительным магазином. Полагают, что интерес Фрэнка к простым строительным материалам — проволочной сетке, неокрашенной фанере, необработанному камню связан с воспоминаниями детства: они напоминают дни, проведенные в магазине деда.
№3
В 1940-е годы, когда родители Фрэнка Гери переехали из Канады в США, он работал водителем грузовика. Кроме того, он подрабатывал, записывая объявления для радио. Параллельно Фрэнк Гери учился в Университете Южной Калифорнии (USC).
№4
Архитектурой Фрэнк Гери занялся только в 1950-е годы, когда начал учиться в Гарвардской Высшей Школе Дизайна. Его основным предметом было городское планирование. Однако он был вынужден покинуть Школу, так и не закончив курс, отстаивая принципы социальной ответственности в архитектуре, которых ему недоставало в Гарварде.
№5
Во второй половине 1950-х Фрэнк Гери начал работать в бюро Виктора Груэна (Victor Gruen) — американского архитектора австрийского происхождения, который сформировал в США архитектурную традицию сооружения крупных торговых центров и общественных пространств.
№6
В 1957 году Фрэнк Гери реализовал свой первый самостоятельный проект: виллу The David Cabin в Калифорнии. Гери использовал особенности рельефа и ориентировался в своих решениях на принципы восточной архитектуры. Источником его вдохновения был «Дом сокровищ в Нара» (Сёсоин) — сокровищница храма Тодай-дзи, построенного в Японии в VIII в.
№7
В 1961 году Фрэнк Гери работал в Париже, а затем, в 1962 году в Лос-Анджелесе, основал свою собственную компанию. Его ранние проекты были реализованы в Калифорнии, среди которых — Центр Санта-Моника (1980) и необычный Дом Нортона (1984), в котором он объединили принципы будущей деконструкции и пост-модернистской архитектуры.
№8
Эти принципы он опробовал и на собственном примере, купив в 1970-е годы для себя и своей семьи дом в Санта-Монике, который вскоре превратился в настоящий символ деконструктивизма. Построенная им «уродливая конструкция», как называли его жилище соседи, стала сенсацией в СМИ и принесла славу молодому архитектору.
№9
В 1972 году в качестве альтернативы пластику Гери начинает работать над мебелью из картона, выросшую впоследствии в полноценную серию «Простые грани» (Easy Edges). На работу с необычным материалом его подтолкнула куча выброшенной промышленной упаковки недалеко от его офиса, из которой автор обычно проектировал архитектурные модели. Стул и и журнальный столик Wiggle, созданные в рамках этой серии, в настоящее время выпускаются компанией Vitra.
№10
В 1988 году Фрэнк Гери стал одним из центральных участников выставочного проекта «Деконструктивистская архитектура», который проходил в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). Выставка, куратором которой выступил архитектор Филипп Джонсон представила практически неизвестных на тот момент мастеров: Рема Колхаса (Rem Koolhaas), Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind), Заху Хадид (Zaha Hadid), Питера Айзенмана (Peter Eisenman), Бернара Чуми (Bernard Tschumi) и Фрэнка Гери. Этот проект положил начало архитектурному деконструктивизму, который стал основной стратегией архитектуры рубежа XX–XXI веков.
№11
В начале 1990-х Гери вновь обращается к дизайну мебели и разрабатывает коллекцию из гнутого дерева для фабрики Knoll. Источником вдохновения для него вновь служили детские воспоминания: дизайнер черпал вдохновение в плетеных корзинах для яблок, с которыми играл в детстве.
№12
В 1989 году Фрэнк Гери был удостоен Притцкеровской премии по архитектуре. Жюри оценило Фрэнка Гери как мастера, всегда открытого для экспериментов и создающего сложные коллажи из материалов и пространства, и назвало его «Пикассо архитектуры». Любопытно, что свои самые известные проекты, принесшие ему мировую славу, Гери построил уже после получения главной архитектурной награды — в 2000-е годы.
№13
В 1996 Фрэнк Гери создал одно из самых необычных сооружений современной архитектуры — «Танцующий дом» в Праге. Для того времени появление подобного рода здания в центре столицы Чехословакии среди готических и барочных построек было событием из ряда вон выходящим, настоящим радикальным вызовом традиционной архитектуре.
№14
Пожалуй, самый знаменитый проект Гери, музей Гуггенхайма в Бильбао, был построен в 1997 году. Архитектор Филипп Джонсон называл его «величайшим сооружением нашего времени». Здание музея Гуггенхайма стало важным примером архитектурной деконструкции и одним из наиболее заметных проектов музейной архитектуры рубежа ХХ и XXI веков.
№15
В свои 90 с лишним лет Фрэнк Гери продолжает активно работать. Он проектирует флагманские бутики Louis Vuitton, реализует масштабную реновацию Музея изобразительных искусств Филадельфии. Среди других его текущих проектов — жилой комплекс в Лондоне и самые высокие небоскребы в Торонто. А еще в свои 94 архитектор разработал коллекцию сумок для модного бренда Louis Vuitton, которая была представлена осенью 2023 года на выставке Art Basel Miami Beach 2023.