В экспозиции представлено 83 конкурсные работы художников из России, Белоруссии, Ирана, Казахстана и Аргентины. Большинство работ были созданы специально для Триеннале. Кураторами экспозиции выступили Ольга Докучаева и Анна Карганова, а архитектурное пространство создавало бюро PS Culture. Собрали гид по самой тактильной выставке сезона.
От ткацких традиций до современных арт-объектов
В Триеннале принимают участие как художники, работающие в традиционных техниках, так и авторы, чьи работы вытканы из нестандартных материалов — из арматурной сетки, алюминиевой проволоки, джутового каната, пластиковой лески, полиэтилена, и даже бумаги. Художники размышляют о взаимодействии человека и природы, о сохранении традиций и связи с родом, о философии ручного труда в XXI веке.
Тема выставки — «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения». Каждая работа раскрывает ее по-своему и сопровождается подробным эссе, в котором художник поясняет свой замысел.
Триеннале занимает большую часть выставочных залов Хлебного дома: в синих залах — конкурсные работы, а в красных залах — внеконкурсная программа. Еще несколько объектов Триеннале можно найти в Большом дворце и в парке. Не заметить их довольно сложно — они расположены прямо во входной зоне музея и на пути в Таврический зал. Сначала лучше сходить во Дворец, потом посетить Хлебный дом, а потом уже продолжить прогулку в парке.
«Царицыно» хранит уникальную коллекцию тканых произведений XX века из бывших союзных республик СССР — самую большую на постсоветском пространстве. Музей также собирает старинные европейские и русские шпалеры, а также последние 15 лет активно сотрудничает с современными художниками.
Внутри Хлебного дома
Каждый из залов с разных сторон раскрывает понятие «связь». Первый зал Хлебного дома посвящен разрывам и восстановлению связей, второй — связи противоположностей, третий — связям в природе, а четвертый обращен к человеку, его связи с собой. Другой зал посвящен связям систем.
В Хлебном доме выставка начинается с видео-арт проекта «Путь в начало лежит через конец», где художница создает произведение, а после расплетает нити. В отдельном зале расположен сайт-специфик объект Ольги Киселевой, созданный специально для Триеннале. Художница часто работает на стыке искусства, науки и технологий.
Ольга Киселева. Инсталляция «Сеть, в которой мы живем».
Связь систем
В «Преодолении пространства» Василий Бычков исследует взаимосвязи между временем и пространством, преобразуя звук в визуальную структуру. Можно ли услышать ткань и увидеть ритм? Текстиль в работе «Души леса. Связи» Христины Высоцкой выступает как средство визуализации невидимых потоков энергии и как параллель между экосистемой леса и цифровым инфополем.
«Жаккар» аргентинца Хулиана Пессе — это размышление на стыке искусства, технологии и истории вычислений, о роли механических посредников в процессе творчества. Это метафора систем, в которых художник лишь задает правило, но не контролирует каждый штрих. Работа становится оммажем французскому изобретателю Жозефу Мари Жаккару, автору жаккардового ткацкого станка, совершившего революцию в ткачестве XIX века.
Христина Высоцкая. «Души леса. Связи».
Связь противоположностей
В работе Мадины Курдановой «Разные полюса» из бисера, бусин, макраме и хлопковых шнуров строгость линий сочетается со слегка хаотичными узорами. А в проекте Наталии Цветковой используется образ гордиева узла, который невозможно развязать, но можно разрубить.
Мадина Курданова. «Разные полюса».
Связь с природой
Художники исследуют влияние человека на природу и используют для этого натуральные и переработанные материалы. В этом зале разместились инсталляции с подвесными элементами — например, гигантские мягкие медузы («Опасный танец» Ксении Тихоновой из Беларуси).
Через арт-объекты художники рассказывают о техногенном воздействии на природу. Например, произведение белорусской художницы Марии Вавуловой посвящено последствиям аварии в Чернобыле.
Ксения Тихонова. «Опасный танец».
Связь с собой
Эта часть выставки — одна из самых эмоциональных и трогательных. Мария Шаруха выбирает для своего гобелена образ рябины как метафору семейных связей. Это триптих, где в центре — автопортрет художницы в детстве. А Ксения Нестерова собирает свое «я» из осколков, скрепляя его прочным канатом связи с внешним миром.
Мария Шаруха. «Рябина. Маша».
Анна Леванкова. Диптих «Трансгрессия».
На ладони
Во внеконкурсной программе — более сотни работ проекта «Микро — точка пересечения» Гильдии текстильщиков Санкт-Петербурга, неформального объединения профессиональных художников. Они представили мини-гобелены — маленькие работы, которые помещаются на ладони, их размер — не более 20 см по каждой из сторон.
Рядом — интерактивная стена «Ценностей и траекторий», где можно с помощью нитей самостоятельно соединить самые важные для себя чувства и понятия.
Все — в парк
Всего в парке представлено семь работ. Здесь можно найти «Портал II», плетеного «Мамонтеуса» и другие арт-объекты, встроенные в природный ландшафт. Особое внимание привлекает двухметровая «Аккордеонистка» Елены Молчановской из искусственного ротанга. «Звезда по имени Солнце» Натальи Климовой установлена на Дворцовой площади, а эффектный объект «Созидание» — две ладони, плетущие полотно — разместились у Большого моста через овраг. Катерина Лайм-Блоссом опутала исторический фундамент Мыльни акриловыми нитями, а Евгения Эварт создала пространственную инсталляцию «Под водой» в павильоне «Миловида».
Елена Молчановская. «Аккордеонистка».
Павел Елфимов. «Мамонтеус».