Фестиваль «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города» в 2021 году объединяет три направления: это скульптурные арт-объекты, монументальная живопись и медиаискусство — произведения, выполненные с применением технологий дополненной реальности. Одна из главных задач проекта — показать, как искусство может взаимодействовать с городским пространством, вовлечь в процесс местных жителей, предложить им новые маршруты и способы изучения города.
куратор направления «Арт-объекты»
Почему мы так часто говорим о паблик-арте в последние годы и как он может способствовать развитию города?
«Паблик-арт, как мне кажется, должен присутствовать в любом крупном городе. Но для Москвы он важен сейчас особенно остро. Город за последнее десятилетие изменился, стал очень удобным, функциональным. Но обратной стороной этого стала некоторая выхолощенность, холод красивых рендеров, внутри которых мы оказались. Появление масштабного паблик-арта вносит не только долю абсурда, странности и непривычной красоты в привычные места, но вдыхает жизнь в окружающее пространство. Природа не жалует симметрию, а изюминками, сделавшими многие лица поп-культуры иконическими, часто становились родинки или веснушки. Яркий, ироничный, необычный, вызывающий, заставляющий переосмыслять ежедневную картинку паблик-арт и является такими особыми чертами для Москвы, делающими ее лицо живым, еще более уникальным и запоминающимся».
Роман Ермаков, работа из серии «Танцующая ось пятого измерения»
Музей Москвы
Работы художника Романа Ермакова сложно не заметить: яркие экспрессивные, они всегда служат контрастом к их окружению. В своем творчестве Роман создает постоянную иллюзию движения, взаимодействия, внутреннего напряжения и запечатляет энергию в статичных композициях. Скульптура, появившаяся в Музее Москвы, изображает фантастическое существо из другого мира, которое вынуждено приспособиться к существованию с привычными нам законами физики.
Сергей Шеховцов, «Любовь и голуби»
Музей-усадьба «Кусково»
Работа Сергея Шеховцова — это, конечно, отсылка к сюжету знаменитого советского фильма, но еще и попытка перенести абстрактные понятия в физический мир. Работа с окружающими символами и знаками — фирменный стиль художника. Его ироничное высказывание в парке «Кусково» призывает взглянуть на привычный образ немного иначе — или сделать кадр для Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).
Игорь Шелковский, «Ваза с цветами»
Парк «Зарядье»
Работы Игоря Шелковского не нужно представлять. Стиль художника сложился еще в 1970-е, когда он начал создавать деревянные скульптуры и трехмерные композиции из геометрических элементов, заставляющие вспомнить о конструктивистских экспериментах. «Ваза с цветами» в парке «Зарядье», выполненная из стали, изящная и вдохновленная природными формами, также напоминает о супрематических композициях. Не удивительно, что произведения Шелковского стали первыми произведениями паблик-арта в собрании Третьяковской галереи.
Аристарх Чернышев, «Жук-электропряд»
Московский Зоопарк
Работы пионера мультимедиа искусства в России часто посвящены проблемам чрезмерного потребления, экологии и зависимости человека от современных технологий. В этой работе Чернышев обращается к будущему и представляет жука-электропряда — фантастический живой организм, способный вырабатывать «зеленую» электроэнергию. По замыслу автора топливом для него служат отходы сельского хозяйства.
Мастерская 15, «Облачный узел»
Музей Космонавтики
Объект «Мастерской 15» на территории Музея космонавтики посвящен непосредственно теме космических открытий. В мультимедийной работе художников на первом плане оказываются виртуальные деревья-облака, готовые воспарить в небо.