На выставке «Неувядающий сад» в Государственном музее Востока будет представлено более 50 экспонатов из коллекции музея: фаянсовая расписная посуда разных малоазийских центров, лощеная столичная и провинциальная керамика позднеосманского периода, украшенная резьбой, золочением и серебряной аппликацией, а также дополняющие экспозицию драгоценные ткани XVI–XVII вв. и анатолийские ковры XIX в.
В середине XVI века на фоне создания огромной и могущественной империи в турецком искусстве произошли изменения, обозначившие рождение нового художественного стиля. Основой классического османского декоративного языка стали цветочные узоры — тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, нарциссы и хризантемы, цветы сливы и персика, — выполненные в своеобразной узнаваемой манере. Особенности нового имперского стиля, созданного художниками стамбульской придворной мастерской, наиболее ярко проявились в керамике, расцвет которой связывают обычно с малоазийским городом Изник, где в XVI–XVII вв. создавались великолепные изразцы для дворцов и мечетей турецких городов.
В первом разделе экспозиции представлены образцы фаянсовой посуды XVI–XVII вв, среди которой преобладают блюда разного размера и форм с характерной подглазурной росписью. Экспонирующиеся в этом же зале шелка и бархаты того же времени дают возможность увидеть, как художественные задачи, поставленные дворцовыми художниками, воплощались в разных материалах.
Второй раздел выставки отсылает к позднему имперскому периоду, когда производство в Изнике прекратило свое существование, и искусство изготовления керамики продолжало развиваться в других центрах, в новых политических и экономических условиях, испытывая усиливающееся влияние Европы. www.orientmuseum.ru
Куратор: Мария Кулланд
Когда: 13 ноября — 6 декабря 2020
Где: Государственный музей Востока, Москва, Никитский бульвар, д.12А