Выставка «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» в МУАРе
В.И. Локтев. «Космический недоскреб», 1983. ГНИМА.
Фото
пресс-служба музея

В основе выставки «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» — проект интерьера базового модуля космической станции, разработанный группой студентов кафедры промышленного дизайна РГХПУ имени С.Г. Строганова. Проект состоялся благодаря инициативе Роскосмоса и РКК «Энергия», которые предложили студентам Строгановки выбрать Российскую орбитальную станцию в качестве одной из тем дипломных работ в 2022-2023 учебном году.

Феномен русского космизма в литературе, философии, искусстве и науке хорошо изучен, а такие имена, как Константин Циолковский, Николай Фёдоров, Казимир Малевич заняли важное место в истории культуры. В разговорах об архитектуре проекты для космоса часто снисходительно называют фантазиями, что отчасти справедливо — ведь архитекторы редко задумываются о технической стороне вопроса. Но должны ли они это делать?

Выставка «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» в МУАРе
В.И. Локтев. Проект геокосмической метасистемы расселения, 1967. Картин, цветная бумага, тушь, аппликация. ГНИМА.
Фото
пресс-служба музея

Тема космоса была популярной среди архитекторов-авангардистов в 1920-х годах. Под влиянием космического супрематизма Каземира Малевича и его последователей, вдохновленные техническим прогрессом и научными достижениями Константина Циолковского, архитекторы обратили внимание на безвоздушное пространство, как потенциально обитаемое место. В 1920-х годах было предложено сразу несколько концепций, среди которых самым известным стал проект «Летающий город» Георгия Крутикова. В нем жилье представляет собой пространственную параболу с отсеками, парящую над землёй, а перемещение жителей происходит посредством индивидуальных кабин.

Выставка «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» в МУАРе
Г. Крутиков. «Город будущего». Диплом ВХУТЕМАС, 1928. Бумага, карандаш, уголь. ГНИМА.
Фото
пресс-служба музея

Космическая архитектура в XX века соединила визионерство и техническую эстетику. Для одних космос был источником вдохновения для реального архитектурного проектирования, поэтому появлялись проекты и постройки, где земные здания имеют форму космических кораблей и летающих тарелок. Для других, как для архитектора Галины Балашовой, — рутиной, будничной работой за кульманом в закрытом институте, где создавались интерьеры и экстерьеры советских орбитальных станций.

Выставка «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» в МУАРе
Орбитальная станция «МИР» с кораблями «Союз ТМ-26» и «Прогресс М-37». Съемка с американского корабля Endeavour, январь 1988 г. РКК «Энергия».
Фото
пресс-слжба музея

В экспозиции покажут более 20 экспонатов из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева, Московского Музея космонавтики, архивов Роскосмоса и РКК «Энергия». Среди них настоящие шедевры: оригинальная графика к проекту «Город будущего» Георгия Крутикова (1928) из собрания Музея архитектуры, эскизы Галины Балашовой из собрания Московского Музея космонавтики, которые выставят вместе с фотографиями орбитальных станций, снятых в открытом космосе. Студенты «Строгановки» представят свои идеи в виде станции, а также инсталляции с эскизами к проекту.

Выставка «Российская орбитальная станция: архитектура будущего» в МУАРе
О. Кононенко. Стыковка пилотируемого корабля «Союз МС-12» с МКС. Съемка 15 марта 2019 г. Роскосмос.
Фото
пресс-служба музея

Когда: 23 августа — 3 сентября 2023 года

Где: Анфилада Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Москва, ул. Воздвиженка 5/25с1