Экспозиция выставки «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств». | Источник: Давид фон Беккер
Экспозиция выставки «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств».
Фото
Давид фон Беккер

Выставка «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств» собрала работы значимых дизайнеров из постсоциалистических стран. Ее целью было показать роль и влияние дизайна в странах Восточного блока и бывшей Югославии в период с 1950-х по 1980-е годы.

Для показа кураторы выбрали реализованные и фантазийные концепции общественных и частных пространств — от футуристических интерьеров отелей и президентских гостиных до визуальной коммуникации городских фестивалей и текстильных принтов.

Лутц Брандт. Проект трибун на площади Маркса-Энгельса. X Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1973 года в Восточном Берлине. | Источник: Армин Херрманн
Лутц Брандт. Проект трибун на площади Маркса-Энгельса. X Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1973 года в Восточном Берлине.
Фото
Армин Херрманн

Вторая часть выставки (под кураторством Клаудии Банц) вовлекает зрителей в своего рода визуальное путешествие. Оно включает архивные материалы, фотографии, плакаты, журналы, книги, фильмы и предметы дизайна, которые из-за «Железного занавеса» были не слишком известны на Западе.

Советский проект системы умного дома «Сфинкс» (1986–87, ВНИИТЭ) смог предсказать появление ноутбуков, сенсорных телефонов, а также электроники, подключаемой беспроводным способом. Суть проекта заключалась в том, чтобы объединить всю домашнюю электронику в единую систему. | Источник: архив пресс-служб
Советский проект системы умного дома «Сфинкс» (1986–87, ВНИИТЭ) смог предсказать появление ноутбуков, сенсорных телефонов, а также электроники, подключаемой беспроводным способом. Суть проекта заключалась в том, чтобы объединить всю домашнюю электронику в единую систему.
Фото
архив пресс-служб
Голосовой пульт с экраном, управляющий системой «Сфинкс», — прообраз современных умных колонок. | Источник: архив пресс-служб
Голосовой пульт с экраном, управляющий системой «Сфинкс», — прообраз современных умных колонок.
Фото
архив пресс-служб

«Во время Холодной войны дизайн и архитектура стали отражать геополитические игры между двумя сверхдержавами — США и СССР. Но, помимо каких-либо политических различий, у дизайнеров и архитекторов из обеих систем было и общее: они сталкивались с одними и теми же социальными вызовами, работали над решением схожих дизайнерских задач и поиском устойчивых решений для окружающей среды, разрабатывали сопоставимые идеи и предлагали проекты для будущего», — рассказывают кураторы выставки.

Полноразмерная модель «Интеллектуального рабочего пространства», включающая часть «Домашней Информационной Машины» (ДИМ). Проект демонстрировали в рамках выставки «Электроника», Москва, 1971 год. | Источник: архив пресс-служб
Полноразмерная модель «Интеллектуального рабочего пространства», включающая часть «Домашней Информационной Машины» (ДИМ). Проект демонстрировали в рамках выставки «Электроника», Москва, 1971 год.
Фото
архив пресс-служб

Городское планирование, архитектура и дизайн вносили свой вклад в практику, направленную на создание лучшего будущего. «Восторженная вера в мощь технологий и страсть к планированию были движущими силами системного проектирования и дизайна частных и общественных пространств, вплоть до космического», — отмечают кураторы.

Вера Махонинова, Владимир Махонин. Отель Thermal, интерьер Конгресс-холла, ок. 1977. | Источник: Ярослав Франта
Вера Махонинова, Владимир Махонин. Отель Thermal, интерьер Конгресс-холла, ок. 1977.
Фото
Ярослав Франта
Президентский лаунж аэропорта в Братиславе, Словакия. | Источник: Ливия Пемакова
Президентский лаунж аэропорта в Братиславе, Словакия.
Фото
Ливия Пемакова

Когда: 25 марта — 16 июля 2023 года

Где: Берлин, Музей художественных ремесел, Matthäikirchplatz

Сирье Рунге (Лапин). Предложение по дизайну районов в центре Таллина, 1975. | Источник: Тийт Веермяэ
Сирье Рунге (Лапин). Предложение по дизайну районов в центре Таллина, 1975.
Фото
Тийт Веермяэ
Реклама советского пылесоса "Сатурн" (1963), опубликована в журнале "Наука и техника", 1963, № 8. | Источник: архив пресс-служб
Экспозиция выставки «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств». | Источник: Давид фон Беккер
Даворин Савник. Телефон Iskra ETA 80 (1979), собрание музея архитектуры и дизайна в Любляне. | Источник: архив пресс-служб
Борис Баби и Марио Антонини. Буфет фабрики DIP Novoselec, Югославия. 1957-1961. | Источник: архив пресс-служб
Экспозиция выставки «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств». | Источник: Давид фон Беккер
Экспозиция выставки «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств». | Источник: Давид фон Беккер
+4
Интерьер ресторана Zirmnai в Вильнюсе, 1971. | Источник: архив пресс-служб
Экспозиция выставки «Retrotopia. Дизайн для социалистических пространств». | Источник: Давид фон Беккер
Чаба Астаи и Георгий Солтес. Набор эмалированной кухонной посуды, Венгрия, 1975. | Источник: архив пресс-служб
Давро Грюнвальд. Электронный калькулятор TRS 537, Югославия, 1974. | Источник: архив пресс-служб