Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» открывается 7 июля
Виталий Комар и Александр Меламид. Идеальный лозунг, 2004. Авторское повторение работы 1972 года.

Выставка-исследование «Ненавсегда. 1968–1985» задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству трех основных исторических периодов — оттепели, застоя и перестройки. В новом проекте Третьяковской галереи советское искусство конца 1960-х — середины 1980-х годов впервые будет рассмотрено в контексте мировой проблематики постмодернизма. Посетить экспозицию в залах Новой Третьяковки можно с 7 июля по 11 октября.

Исторический период, которому посвящена выставка, принято называть эпохой застоя из-за стагнации в экономике и политической жизни. Но культура того времени, напротив, была чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями.

Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» открывается 7 июля
Группа «Гнездо». Железный занавес, 1976.

Именно в этот период формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают свои классические фильмы, а Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин создают первые постмодернистские литературные произведения на русском языке.

Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» открывается 7 июля
Илья Кабаков. Вшкафусидящий Примаков. 1972. Факсимиле, 1994.

Несмотря на относительную изоляцию, в позднем СССР осуществлялся переход от индустриальной культуры к информационной, и советские художники столкнулись с проблемами поисков идентичности, смешения языков, взаимодействия локальных и глобальных контекстов.

Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» открывается 7 июля
Камиль Муллашев. Юность. Часть II. Из серии «Земля и время. Казахстан», 1978.

Экспозиция построена на контрасте официального искусства и андеграундных практик, навязанной идеологии и новых способов бегства от реальности. Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение».

Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» открывается 7 июля
Татьяна Федорова. Венеция, 1983.

Образовательная программа «Ненавсегда. 1968–1985», запущенная еще в период карантина, продолжает работу на платформе Лаврус. В рамках проекта можно познакомиться со значимыми произведениями эпохи, воспоминаниями художников и погрузиться в атмосферу времени, в котором они создавали свои работы.

Когда: с 7 июля по 11 октября 2020 года

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60–62

Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» открывается 7 июля
Гелий Коржев. Самовар, 1984.