20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая исследует идеологические и эстетические различия, параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом на примере дизайна Восточной и Западной Германии.

Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Падение Берлинской стены 12 ноября 1989.
Фото
© Tim Wegner / laif

Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Реклама Porsche 911 Targa, 1967.
Фото
© Company Archive Porsche AG
Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Петер Гичи, без названия (Garden Egg Chair / Senftenberger Egg), 1968.
Фото
Jürgen Hans
Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Афиша выставки: калькулятор ET 33, Дитер Рамс и Дитрих Лубс, 1977, кувшин Rationell, Маргарете Яни и Эрих Мюллер, 1970.
Фото
Daniel Streat, Visual Field

Дешевый пластик и кричащие цвета на Востоке, стильный функционализм на Западе: выставка Музея Дизайна Vitra порывает с подобными банальными стереотипами и представляет критический взгляд на дизайн по обе стороны границы. Легендарные автомобили, такие как Trabant (1958), и желанные предметы повседневного обихода, такие как радиола, иронично прозванная «Гроб Белоснежки» (1956), будут показаны в экспозиции выставки наряду с новыми открытиями и редкими объектами, например, скульптурным стулом Луиджи Колани (Luigi Colani) Poly-COR (1968).

Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Обложка журнала «Kultur im Heim», Nr. 4/1964.
Фото
Dresden State Art Collections
Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Обложка журнала «Twen», Nr. 12/1966.
Фото
Willy Fleckhaus © Vitra Design Museum

Выставка рассказывет о таких важных персонажах, как Дитер Рамс (Dieter Rams), Эгон Айерман (Egon Eiermann), Рудольф Хорн (Rudolf Horn) и Маргарета Яни (Margarete Jahny), а также подчеркивает роль школ дизайна и наследия Баухауса. Обширная панорама дизайна двух Германий демонстрирует, насколько тесно переплетались дизайн и история, повседневная культура и мировая политика в Германии в период холодной войны.

Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Дитер Рамс, радио «T 1000», 1963
Фото
Andreas Sütterlin
Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Отл Айхер, пиктограмма 0605 (атлетика) к XX-ым Летним Олимпийским играм в Мюнхене, 1972.
Фото
© 1976 by ERCO, www.otl-aicher- piktogramme.de
Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Клаус Кунис, лейки, ок. 1960.
Фото
Yvonne Most

Вслед за премьерой в Музее Дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне (20 марта — 5 сентября 2021) выставка отправится в Музей прикладного искусства Государственных художественных собраний Дрездена (15 октября 2021 — 20 февраля 2022).

Выставка немецкого дизайна в Музее Дизайна Vitra
Автомобиль Trabant, 1976.
Фото
© Vitra Design Museum.