20 марта в Музее Дизайна Vitra открывается выставка «Немецкий дизайн 1949–1989: две страны, одна история», которая исследует идеологические и эстетические различия, параллели и взаимосвязи между Востоком и Западом на примере дизайна Восточной и Западной Германии.

Падение Берлинской стены 12 ноября 1989. | Источник: © Tim Wegner / laif
Падение Берлинской стены 12 ноября 1989.
Фото
© Tim Wegner / laif

Немецкий дизайн заявил о себе в 1920-х годах благодаря школе Баухаус и ассоциации Веркбунд. После раздела Германии в 1949 году развитие дизайна и повседневной культуры пошло отдельными путями по разные стороны границы. На Западе дизайн стал движущей силой немецкого экономического чуда, тогда как на Востоке его поглотила социалистическая плановая экономика. Спустя более тридцати лет после падения Берлинской стены Музей Дизайна Vitra представляет первый панорамный обзор послевоенного дизайна в двух Германиях.

Реклама Porsche 911 Targa, 1967. | Источник: © Company Archive Porsche AG
Реклама Porsche 911 Targa, 1967.
Фото
© Company Archive Porsche AG
Петер Гичи, без названия (Garden Egg Chair / Senftenberger Egg), 1968. | Источник: Jürgen Hans
Петер Гичи, без названия (Garden Egg Chair / Senftenberger Egg), 1968.
Фото
Jürgen Hans
Афиша выставки: калькулятор ET 33, Дитер Рамс и Дитрих Лубс, 1977, кувшин Rationell, Маргарете Яни и Эрих Мюллер, 1970. | Источник: Daniel Streat, Visual Field
Афиша выставки: калькулятор ET 33, Дитер Рамс и Дитрих Лубс, 1977, кувшин Rationell, Маргарете Яни и Эрих Мюллер, 1970.
Фото
Daniel Streat, Visual Field

Дешевый пластик и кричащие цвета на Востоке, стильный функционализм на Западе: выставка Музея Дизайна Vitra порывает с подобными банальными стереотипами и представляет критический взгляд на дизайн по обе стороны границы. Легендарные автомобили, такие как Trabant (1958), и желанные предметы повседневного обихода, такие как радиола, иронично прозванная «Гроб Белоснежки» (1956), будут показаны в экспозиции выставки наряду с новыми открытиями и редкими объектами, например, скульптурным стулом Луиджи Колани (Luigi Colani) Poly-COR (1968).

Обложка журнала «Kultur im Heim», Nr. 4/1964. | Источник: Dresden State Art Collections
Обложка журнала «Kultur im Heim», Nr. 4/1964.
Фото
Dresden State Art Collections
Обложка журнала «Twen», Nr. 12/1966. | Источник: Willy Fleckhaus © Vitra Design Museum
Обложка журнала «Twen», Nr. 12/1966.
Фото
Willy Fleckhaus © Vitra Design Museum

Выставка рассказывет о таких важных персонажах, как Дитер Рамс (Dieter Rams), Эгон Айерман (Egon Eiermann), Рудольф Хорн (Rudolf Horn) и Маргарета Яни (Margarete Jahny), а также подчеркивает роль школ дизайна и наследия Баухауса. Обширная панорама дизайна двух Германий демонстрирует, насколько тесно переплетались дизайн и история, повседневная культура и мировая политика в Германии в период холодной войны.

Дитер Рамс, радио «T 1000», 1963 | Источник: Andreas Sütterlin
Дитер Рамс, радио «T 1000», 1963
Фото
Andreas Sütterlin
Отл Айхер, пиктограмма 0605 (атлетика) к XX-ым Летним Олимпийским играм в Мюнхене, 1972. | Источник: © 1976 by ERCO, www.otl-aicher- piktogramme.de
Отл Айхер, пиктограмма 0605 (атлетика) к XX-ым Летним Олимпийским играм в Мюнхене, 1972.
Фото
© 1976 by ERCO, www.otl-aicher- piktogramme.de
Клаус Кунис, лейки, ок. 1960. | Источник: Yvonne Most
Клаус Кунис, лейки, ок. 1960.
Фото
Yvonne Most

Вслед за премьерой в Музее Дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне (20 марта — 5 сентября 2021) выставка отправится в Музей прикладного искусства Государственных художественных собраний Дрездена (15 октября 2021 — 20 февраля 2022).

Автомобиль Trabant, 1976. | Источник: © Vitra Design Museum.
Автомобиль Trabant, 1976.
Фото
© Vitra Design Museum.