«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, — говорит генеральный директор музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».
У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках, однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла.
В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством.
К концу XIX столетия мировую известность обрели мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.
«Фактически история художественного стекла в России XX века — это история заново», — говорят кураторы выставки. В 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Но потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевский хрустальный завод имени Акима Мальцова.
Каждый зал «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке, — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, или композиция «Песня о первом» Юрия Бякова, созданная на Ленинградском заводе художественного стекла.
В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе в белорусском городе Борисов. В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.
Когда: 18 марта 2023 — 25 августа 2024
Где: Музей-заповедник «Царицыно», Дольская улица, 1