Василий Каменский. Тифлис: Железобетонная поэма. 1917, Бумага, цветная бумага, чернила черные, литография, аппликация. Государственный музей Вл. Маяковского
 | Источник: Музей Маяковского
Василий Каменский. Тифлис: Железобетонная поэма. 1917, Бумага, цветная бумага, чернила черные, литография, аппликация. Государственный музей Вл. Маяковского
Фото
Музей Маяковского

Конструктивизм предложил новому государству новый визуальный язык — с геометричными формами и монолитностью внешнего облика. Из архитектуры принципы конструктивизма распространились и на другие области, в том числе кинематограф, книжный дизайн, оформление городских пространств. Язык конструктивизма предопределил монтажный принцип подачи и восприятия информации, который актуален и сегодня.

Брошюра. Каталог «Русская выставка» Книжное дело, графика, театр, фотография», проходившей с 24 марта по 28 апреля 1929 г. в Цюрихе (на немецком языке). 1929 г.
 | Источник: Музей Москвы
Брошюра. Каталог «Русская выставка» Книжное дело, графика, театр, фотография», проходившей с 24 марта по 28 апреля 1929 г. в Цюрихе (на немецком языке). 1929 г.
Фото
Музей Москвы

Героями новой выставки станут Александр Родченко, Владимир  Маяковский, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, братья Стенберги и другие значительные персоны ранней советской эпохи. В экспозиции будут представлены также работы менее известных авторов, таких как Фаик Тагиров, Николай Ильин, Эльбрус Гутнов, Елена Семенова, и ранее не демонстрировавшиеся рукописные плакаты для Десятой государственной выставки, вошедшей в историю как противостояние Анти (Александра Родченко) и Казимира Малевича.

Важным элементом экспозиции станут высказывания современников: Платон Инфанте и Владимир Абих специально к выставке создали инсталляции, которые связывают прошлое и настоящее и показывают актуальность наследия конструктивизма.

Александр Родченко. Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) в Большом театре. 1925. Бумага матовая, серебряно-желатиновый отпечаток с проявлением.
 | Источник: Музей Маяковского
Александр Родченко. Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) в Большом театре. 1925. Бумага матовая, серебряно-желатиновый отпечаток с проявлением.
Фото
Музей Маяковского

В экспозиции собраны все формы искусства 1920-х годов, в которых отразилась работа со словом: оформление города, дизайн витрин и киосков, агитпоезда и «окна РОСТА», звучащая авангардная поэзия и первые репортажи, «живые газеты» и интертитры новаторских кинолент, фотомонтажи и ритмодекламации. Кураторы поставили целью не только показать произведения, но и продемонстрировать новые подходы и методы работы художников-конструктивистов.

Иллюстрация-фотомонтаж для журнала «Синяя блуза». Москва, «Синяя блуза» [1924-1930] г.
Фотобумага, серебряно- желатиновый отпечаток. 
 | Источник: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина
Иллюстрация-фотомонтаж для журнала «Синяя блуза». Москва, «Синяя блуза» [1924-1930] г. Фотобумага, серебряно- желатиновый отпечаток.
Фото
ГЦТМ им. А.А.Бахрушина
Тагиров Ф.Ш. Иллюстрация к книге «Нью-Йорк» с.134. 1933. Бумага, фотомонтаж, коллаж. 
 | Источник: ГМИИ РТ
Тагиров Ф.Ш. Иллюстрация к книге «Нью-Йорк» с.134. 1933. Бумага, фотомонтаж, коллаж.
Фото
ГМИИ РТ

Зрители увидят эскизы и варианты проектов, инструменты, типографское оборудование. Специально к выставке подготовлены реконструкция радиооратора Густава Клуциса, избы-читальни Антона Лавинского, напечатаны репринты газет  и плакатов. Фотографии и кинохроника продемонстрируют, как революция формы репрезентации слова, современные технологии и новая языковая политика отразились в повседневной жизни людей тех лет.

Фаик Тагиров Задний форзац к книге К. Маркса «Капитал». Вторая полоса. 1934. Бумага, тушь, гуашь, перо.
 | Источник: ГМИИ РТ
Фаик Тагиров Задний форзац к книге К. Маркса «Капитал». Вторая полоса. 1934. Бумага, тушь, гуашь, перо.
Фото
ГМИИ РТ
Густав Клуцис. Фото-лозунго-монтаж к журналу «Молодая Гвардия» № 4. «Угнетенные народы всего мира — под знаменем коминтерна свергайте империализм». 1924. Бумага, высокая печать
 | Источник: Музей Маяковского
Густав Клуцис. Фото-лозунго-монтаж к журналу «Молодая Гвардия» № 4. «Угнетенные народы всего мира — под знаменем коминтерна свергайте империализм». 1924. Бумага, высокая печать
Фото
Музей Маяковского

Когда: 25 апреля — 06 августа 2023

Где: Москва, Ходынская улица, 2