Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 0)
Коломан Мозер, ок. 1903.
Фото
© MAK/GEORG MAYER

18 октября 2018 года исполнилось 100 лет со дня смерти одного из отцов венского Сецессиона, художника, живописца и графика Коломана Мозера (Koloman Mozer).

В честь памятной даты венский музей MAK (Museum of Applied Arts) подготовил выставку Koloman Mozer: Universal artist between Gustav Klimt and Josef Hoffmann, которая открывается 19 декабря и продлится до 22 апреля 2019 года.

Впервые широкой публике будет показано более 600 экспонатов (из собрания музея и не только), иллюстрирующих все этапы творческой карьеры великого австрийского мастера — от его рисунков, книжных иллюстраций и графики до мебели и предметов декора.

Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 2)
Герман Гердтль, декоративная ваза, 1878.
Фото
© MAK/GEORG MAYER

Экспозиция разделена на пять тематических частей, соответствующих разным этапам художественной жизни Вены с 1860 по 1918 гг. Первая часть — «Вена как художественная сцена» — посвящена той культурной среде, в которой формировался Мозер как художник в 1860–1890 гг. В этом разделе выставки помимо живописных полотен молодого Мозера представлены также работы Ганса Макарта (Hans Makart) и «Венского кружка», в который входили Франц Мач (Franz Matsch), Эрнст Климт (Ernst Klimt) и Густав Климт (Gustav Klimt).

Второй раздел — «Единство формы и функции» (1889–1895) — посвящен архитектору и отцу венского модернизма Отто Вагнеру (Otto Wagner), сыгравшему важную роль в творческой карьере Мозера. Идеи Вагнера, призывавшего к гармонии формы и функции, оказали большое влияние на основателей Венского Сецессиона, в числе которых был и Коломан Мозер. Кроме того именно Вагнер порекомендовал в свое время Мозера и Йозефа Хоффманна (Josef Hoffmann) в качестве преподавателей Школы искусств и ремесел при Королевском австрийском музее искусства и промышленности (Imperial Royal Austrian Museum of Art and Industry), который теперь именуется MAK.

Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 5)
Коломан Мозер, ширма, 1906.
Фото
© MAK/GEORG MAYER
Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 6)
Коломан Мозер. Декоративная шкатулка,1906.
Фото
© MAK/Georg Mayer

Третий раздел выставки — «Ранние годы Коломана Мозера» (1886–1896) — представляет молодого Мозера как вольного художника. Чтобы оплачивать учебу в Школе искусств и ремесел у Франца Мача в 1893–1895 гг. он много работал в качестве книжного иллюстратора, рисовал для газет. Большую роль в его становлении сыграл Густав Климт и, в частности, рисунок «Аллегория Скульптуры», который также можно увидеть в этом разделе.

Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 8)
Густав Климт. Аллегория Скульптуры, 1889. Рисунок Климта оказал большое влияние на Коломана Мозера
Фото
© MAK/GEORG MAYER
Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 9)
Коломан Мозер, Frommes Kalender, 1899.
Фото
© MAK/GEORG MAYER

Четвертый раздел — «Синтез искусств» — представляет Коломана Мозера как основателя Сецессиона и универсального художника. В эти годы он полностью посвящает себя дизайну выставочных пространств, сценографии, моде и интерьерному дизайну, много работает совместно с другим классиком венского модерна Йозефом Хоффманном и друзьями по Сецессиону. Один из самых значимых проектов того времени — оформление дома предпринимателя Николаоса Думбаса (Nikolaus Dumba). Ганс Макарт обставлял мебелью студию (1871–1873), Густав Климт музыкальный салон, а Франц Мач столовую (1897/98).

Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 11)
Коломан Мозер, бюро для Берты Варндорфер, 1903.
Фото
© MAK/GEORG MAYER

И, наконец, последний раздел выставки с говорящим названием «Прощай синтез искусств» посвящен последним годам творческой карьеры Коломана Мозера, который в 1907 году вернулся к живописи и рисовал вплоть до самой смерти в 1918 году.

Когда: 19.12.2018 — 2.04.2019

Где: MAK — Austrian Museum of Applied Arts / Contemporary Art

Stubenring 5, 1010 Vienna, Austria, +43 1 711 36-0

Выставка Коломана Мозера в Вене (фото 13)
Коломан Мозер. Вид на Ракс из Виллы Маутнера Маркхофа в вечернем свете, 1913. Холст, масло.
Фото
© Sylvia Kovacek GmbH, Vienna