А.В. Щусев в мастерской на Казанском вокзале. 1914 год. Архив наследников А.В. Щусева.
Алексей Щусев — архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX — первой половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
А.В. Щусев. Проект Казанского вокзала в Москве. Перспектива главной башни, 1913. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
В залах Анфилады раскрывается история становления великого зодчего: от его ученических работ в Академии художеств, через первые самостоятельные проекты к главным творениям — Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею В.И. Ленина, Государственному театру оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Хронологическая последовательность выставки позволяет проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора, точно чувствующего изменения художественных вкусов, реалий времени и тонко реагирующего на них.
Н.Я. Тамонькин. Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве. Фрагмент северного фасада, 1946. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу — горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет. Раздел «Новая Москва» повествует о работе мастера в первые послереволюционные годы: плане реконструкции столицы «Новая Москва», проекте Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно‑промышленной выставки и Мавзолея В.И. Ленина.
А.В. Щусев. Церковь Святителя Николая в городе Бари (Италия).
Перспектива, 1912 г.
Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики 1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки имени В.И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы.
А.В. Щусев. Проект третьего Мавзолея В. И. Ленина. Перспектива, план, фасад. 1931. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице «Москва», работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте — одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева, свидетельствующей о любви архитектора к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии.
А.В. Щусев. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве. Перспектива, 1940. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
А.В. Щусев, А.Ю. Заболотная, В.Д. Кокорин. Проект станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Перронный зал. Перспектива, 1948. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Когда: 4 октября 2023 — 21 января 2024
Где: Музей архитектуры им. А.В. Щусева, залы «Анфилада» и «Аптекарский приказ»
А.В. Щусев, Проект здания Коопстрахсоюза (Наркомзема) на Садово-Спасской улице в Москве, Перспектива, фрагмент фасада. Эскиз, 1928 — 1929. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.