Выставка «Африка. Чувство цвета» в Музее Востока
Ф. Илоки. «Рыбы», нач. 1970-х гг. Холст, краски.
Фото
архивы пресс-служб

Школа живописи Пото-Пото, основанная французским художником и этнографом Пьером Лодсом (Pierre Andre Lods) в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году, не была первой школой живописи на африканском континенте, но, безусловно, стала самой известной. Работы ее мастеров представляют собой одну из интереснейших частей африканской коллекции Музея Востока, отражая в основном творчество ведущих художников «первой волны» существования школы Пото-Пото.

Выставка «Африка. Чувство цвета» в Музее Востока
Ж. Зигома. «Возвращение с поля», нач. 1970-х гг. Холст, темпера.
Фото
архивы пресс-служб

К началу шестидесятых годов XX века колониальная политика переживает кризис, возникает необходимость в диалоге с африканскими культурами. Закономерным отражением этого процесса и стало творчество мастеров художественной школы Пото-Пото. Наряду с чисто практическими задачами — представить конголезцам возможность развития художественных способностей (в европейском ключе), предоставить им возможность выйти на художественный рынок и извлекать прибыль, это явление можно рассматривать как этнографический «эксперимент»: реализация самобытности африканских художников происходила в рамках чуждой им живописной художественной традиции.

Выставка «Африка. Чувство цвета» в Музее Востока
Ф. Илоки. «Композиция», 1960-е гг. Холст, масло.
Фото
архивы пресс-служб

Единственный метод обучения, который отстаивал Пьер Лодс — принцип laissez-faire, то есть невмешательства в творческий процесс. Он видел своей задачей лишь предоставление ученикам технических средств — холстов, красок и кистей, а также обучение студентов школы особенностям работы маслом, дальнейшее же — выбор сюжета, композиция, колорит — предоставлялось им самим. Художники, работавшие интуитивно, без изначально заданных параметров использования гармонических цветовых сочетаний, организации композиции, ритмического соответствия частей изображения, стремились делать свои произведения выразительными в том духе, что соответствовал их собственным представлениям. Лучшие из работ школы Пото-Пото отмечены интуитивным, индивидуальным чувством прекрасного каждого мастера и их как общности — почему стиль школы и стал столь узнаваем. 

Выставка «Африка. Чувство цвета» в Музее Востока
А. Омбала. «Ритуальный танец», 1970 г. Холст, краски.
Фото
архивы пресс-служб

В коллекции Музея Востока хранятся живописные полотна и керамические изделия ведущих представителей школы, переданные в дар музею после череды выставок конголезского искусства, которые проходили в 1970-1980-х годах. Выставка «Африка. Чувство цвета» объединяет более 60 музейных предметов из коллекции Музея Востока. Основную часть экспозиции занимают живописные работы, дополненные керамикой.

Выставка «Африка. Чувство цвета» в Музее Востока
Нгазанья. «Рынок». Художественная школа Пото-Пото. Республика Конго, г. Браззавиль. Начало 1970-х гг.
Фото
архивы пресс-служб

Когда: 12 апреля 2023 — 9 июля 2023

Где: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а