20 марта на онлайн-площадке Vladey пройдет аукцион «Выбор коллекционера». Работы для него отобрали два известных петербургских коллекционера Денис Химиляйне и Сергей Лимонов, в собраниях которых можно найти произведения как молодых художников, так и классиков. По сути, проект представляет собой не только авторские торги, но и кураторскую выставку. ELLE Decoration попросил Дениса Химиляйне и Сергея Лимонова рассказать о том, как были выбраны работы для аукциона, и дать несколько советов тем, кто только начинает собирать свою коллекцию.
ELLE DECORATION: Что определило выбор работ?
Денис Химиляйне: Выбор художников и работ определило наше чувство прекрасного и представление о том, что может относиться к современному искусству и продаваться на онлайн-аукционе. Например, видеоарт или перформанс невозможно выставить на торги. Еще один фактор — желание самих художников и галерей. Не все авторы и галереи высказали желание выставлять свои работы на аукционе.
Сергей Лимонов: Сложившееся собрание отражает наше субъективное ощущение продвинутости авторов. Работы отвечают на вопрос: «Что нового дает художников, создавая конкретное произведение?». Мы постарались взять авторов, которые выработали свою собственную технику, стиль или тему. Кроме того, все выбранные произведения отличаются некоторой жесткостью и бескомпромиссностью. Многие из них выглядят отталкивающими на первый взгляд. Чтобы увидеть в них красоту, нужно немного «поработать» умом и сердцем.
Тогда должно ли настоящее искусство быть сложным в первоначальном восприятии?
С.Л.: Не обязательно. Это может быть и простая вещь, сложность которой как раз будет заключена в простоте. В российской традиции сложность работы будет связана, скорее всего, с литературоцентричностью искусства. Поэтому некоторые из этих вещей, несмотря на понятную внешнюю сторону, нужно раскрывать через описание, концепцию, заложенную в них художником. Это то, на что мы обращали внимание, отбирая работы для аукциона.
На какие работы стоит обратить особое внимание?
Д.Х.: Я сам буду участвовать в аукционе, поэтому я не хотел бы раскрывать, какие работы интересуют лично меня. Но в первую очередь стоит обратить внимание на произведения по своему кошельку. Тем более что на аукционе представлены лоты разных ценовых категорий.
С.Л.: Моя любимая питерская группа художников - «Север-7». Я могу сказать твердо, что ни в Москве, ни в Краснодаре, ни в Уфе нет группировки, сравнимой по силе энергии. Поэтому советую обратить внимание на работу Александра Цикаришвили. Жесткая антимилитаристская работа, сделанная из старых вещей, глины, грязи, производит сильное впечатление. Это произведение музейного уровня. Кифер и Бойс в одном флаконе!
Какие советы вы могли бы дать тем, кто только начинает собирать коллекцию?
Д.Х.: Я бы посоветовал, во-первых, слушать всех, но делать так, как подсказывает чувство прекрасного. Во-вторых, покупать, потому что только так можно научиться выбирать.
С.Л.: Нужно нарабатывать насмотренность: больше общаться с людьми, ходить на выставки и в музеи. И одновременно с этим покупать. Первые шаги могут быть ошибочными, но только через покупку «прокачивается» вкус. Можно начать с легкой графики, живописи небольшого размера. А научившись, постепенно переходить к более серьезным работам.
Кто такой современный коллекционер? Как он влияет на то, что происходит на арт-рынке и в мире искусства в целом?
Д.Х.: По своему опыту могу сказать, что коллекционер прежде всего — приличный человек. Коллекционер, безусловно, влияет на арт-рынок. Например, если был моден один художник, все за ним гонялись, а потом он вышел из моды и коллекционеры потеряли к нему интерес, то его работы упадут в цене.
С.Л.: Коллекционер всегда смотрит в будущее, ему хочется новизны, энергии, которая связана с новыми вызовами. В работах старых мастеров тоже есть энергия, но она относится скорее к истории, ощущению этого мощного пласта культуры, который стоит за ними. А в новых авторах есть первозданная энергия, и коллекционер должен им соответствовать, жаждать ее. Помимо этого, сейчас происходит незримая революция в интерьерах, когда на смену классике приходит минимализм, эклектика. Золотую раму не повесишь в современный минималистский интерьер, но при этом современное искусство легко впишется в классический.
На рынке искусства коллекционер является «садовником», который поддерживает те или иные фамилии, тут чувствуется ответственность, особенно когда бюджет ограничен. Многие коллекционеры придерживаются стратегии «пусть все цветы растут» и покупают все достойные работы. Есть другая стратегия: покупать наиболее сильных авторов. Сильных не в плане таланта, а в плане построения своей карьеры — насколько дисциплинированно, трудолюбиво художник относится к своему делу, насколько он готов бороться некоторое количество лет, не уйти в полиграфию, не завязать с профессией.
В преддверии торгов с Денисом Химиляйне побеседовал и Владимир Овчаренко. Ответы на вопрос о том, как покупать современное искусство, чем растопить сердце коллекционера и что делать, если к тебе обратится Тейт Модерн, — на YouTube-канале Vladey.