Икона Боголюбской Богородицы — одна из первых, созданных на Руси. Она была написана в 1158-1160-х годах по заказу князя Андрея Боголюбского после чудесного явления ему Богоматери. Значение образа огромно, это одна из самых почитаемых православных святынь. Она связана с зарождением русской государственности и считается покровительницей Владимиро-Суздальской земли и всей Руси.
Икона написана в визайнтийском стиле и с момента своего создания находилась в Боголюбово — резиденции Андрея Боголюбского. В 1722 году Дворцовый собор, в котором она висела, рухнул (как говорят, из-за того, что в нем растесали окна, чтобы сделать помещение светлее). Образ Богородицы был погребен под обломками и сильно пострадал. В 1751–1758 гг. на месте рухнувшего здания построили новую церковь — Рождества Богородицы, где икона и находилась вплоть до нашего времени.
Первые предложения по реставрации иконы появились в августе 1918 года, когда она предстала перед Комиссией по сохранению и реставрации памятников древней живописи, признавшей ее состояние крайне плачевным. С тех пор учеными предпринимались неоднократные попытки стабилизировать ее состояние.
Последний, современный этап реставрационных работ начался в 2009 году. И вот теперь, наконец, работы закончены. Ученым удалось не только кропотливо восстановить миллиметр за миллиметром краски и древесину святого образа, но и вернуть ему тот вид, который замышлял древнерусский художник.
«Сама икона бесценна, а история ее реставрации — по сути, нового обретения, удивительна: на восстановление первоначального облика ушло около ста лет, — комментирует это событие генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. — То, что лик Богородицы мы сможем увидеть практически таким же, каким его видел Андрей Боголюбский — это настоящее чудо. И экспонирование такого уникального памятника потребовало от нас новых проектных решений».
Зрителя поэтапно готовят к знакомству и встрече с древней православной реликвией и шедевром древнерусского искусства. Для этого выставка размещена в трех залах: первый посвящен гигантской работе по научной реставрации шедевра XII века, второй рассказывает о бытовании и почитании образа, а в третьем демонстрируется сама святыня.
Поскольку условия ее экспонирования очень строгие (в зале должна поддерживаться определенная температура, влажность и освещенность), в третий зал посетителей запускают небольшими группами (не более 10 человек) и разрешают там находиться не более нескольких минут. Но даже этих минут достаточно, чтобы почувствовать невероятную духовную силу и энергетику Богоматери Боголюбской, которая и сегодня, спустя много веков, продолжает молиться за всех нас.
Когда: с 15 марта 2024 года
Где: г. Владимир, музейный центр «Палаты»