Венеция знает толк в фестивалях, поэтому любая новая инициатива там рискует пройти незамеченной. Особенно это опасно, если речь идет о фестивале стекла, потому что Венеция — это и есть бесконечный, яркий, блестящий и разбрасывающий разноцветные блики фестиваль стекла. Однако проходящая вот уже в третий раз 7 — 15 сентября венецианская Venice Glass Week с каждым годом лишь набирает обороты, уверенность и мощь.
Все началось три года назад, благодаря инициативе филантропа, страстного коллекционера и пропагандиста венецианского художественного стекла Дэвида Ландау (David Landau), который сегодня является соучредителем фестиваля. Ландау говорит, что в какой-то момент закрытость, тщательно охраняемые секреты и сложные экономические условия привели местную индустрию художественного стекла в плачевное состояние. Из нескольких сотен стеклоплавильных печей на острове Мурано осталось не более 50.
Сегодня муранское стекло нуждается в новом виде защиты, который бы выражался в открытости, стремлении делиться опытом и внедрении новых технологий при участии современных дизайнеров и художников со всего мира. К спасению подключились местные музеи и фонды. И та инициатива, которая начиналась как попытка сохранения истории Мурано и стремление создать большую аудиторию для муранского стекла, переросла в международный форум, которым является сегодня Venice Glass Week.
И если вы любите художественное стекло также, как люблю его я, и делаете разницу между китайскими сувенирами и настоящим искусством, то вот несколько рекомендаций, которыми стоит воспользоваться, случись вам оказаться в Венеции на этой неделе. К слову, почти все перечисленные места будут актуальны и в следующем году, хотя, учитывая, с какой скоростью за эти три года выросло количество участников, к ним точно прибавятся новые.
Программа этого года включает в себя 180 мероприятий: музейные выставки, вернисажи небольших галерей, открытые демонстрации на производстве прямо у горящих печей, лекции и круглые столы, вечеринки и, что не мало важно, встречи дизайнеров и архитекторов с мастерами для обсуждения дальнейшего сотрудничества.
Для начала зайдите в Palazzo Franchetti и Palazzo Loredan, которые являются официальными центрами Venice Glass Week 2019 и стоят рядом на площади San Marco. Помимо прекрасно сохранившихся исторических интерьеров в обоих сейчас выставлены работы современных художников и дизайнеров. Так в Palazzo Loredan можно увидеть интереснейшие объекты художников, создающих сегодняшний образ компании Venini — Venini Collective 2019. Это, прежде всего, вазы Confetti американца Бенджамина Мура (Benjamin Moore) и Soft Дэна Дэйли (Dan Dailey) — оба автора испытывают художественные возможности еще не застывшего податливого стекла. И, конечно, вазы Acqua и Contrasto работы арт-директора компании Микелы Каттай (Michela Cattai), в которых она сплетает воедино традиции муранского стекла с элементами японской чайной церемонии.
Кроме того, вам наверняка понравятся медитативные работы Танья Пак, запеченные в кухонной духовке многослойные картины Петера Борковича (Peter Borkovics) и толстостенные сосуды Эммануэля Бабледа (Emmanuel Babled). А в Palazzo Franchetti непременно дойдите до работ Марчелло Панца (Marcello Panza) и Ивана Бая (Ivan Baj), создающих монументальные по масштабу и лаконичные по форме произведения из стекла для компании Aqua.
Музей Le Stanze Del Vetro на острове Sant Giorgio Maggiore приглашает на выставку Thomas Stearns at Venini и знакомит с работами этого известного американского художника, в годы его пребывания в Венеции (1960—1962). Стернс (Thomas Stearns), наверняка, позавидовал бы сегодняшним дизайнерам, узнав, что титулованные «маэстри» в наши дни открыты экспериментам и сотрудничеству. Потому что в его годы единственный мастер, согласившийся отступить от традиционной декоративности и строгой симметрии и пустится с ним на просторы экспериментов с цветным непрозрачным стеклом и ассиметричными формами, был молодой мастер «Checco» Онгаро.
Конечно, на самом острове Мурано тоже есть, что посмотреть. Начать можно в палаццо Barovier & Toso (читайте о нем в нашем специальном материале), в котором, например, представлены три вазы, выпущенные к открытию фестиваля и приуроченные к 130-летию Эрколя Баровьера (Ercole Barovier) тиражом по 16 экземпляров. Они созданы с использованием многослойной техники перемежающегося цветного белого, бирюзового, коньячного и простого прозрачного стекла с вкраплениями меди и золота.
Следующая обязательная остановка на выставке Glasstress 2019, которой Fondazione Berengo празднует свое 30-летие. Здесь вы увидите новые и старые работы, созданные мастерами студии Беренго в сотрудничестве с известнейшими художниками современности, среди которых Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), Тони Крэгг (Tony Cragg), Жауме Пленса (Jaume Plensa), Илья и Эмилия Кабаковы и Кун Ванмехелен (Koen Vanmechelen) и многие другие.
Чтобы познакомится с творчеством признанной звезды и виртуоза работающей с муранским стеклом Лино Тальяпетра (Lino Tagliapietra) идите в новое, открывшееся прямо во время фестиваля, эклектичное пространства Puntoa Conterie, посвященное международным креативным проектами, современной еде и вину. После просмотра выставки здесь можно перекусить на открытой террасе с видом на каналы. Закончить осмотр острова можно в музее стекла Museo del Vetro расположенном в двух шагах от Punta Conterie.
Помимо исторической экспозиции, которая показывает разные этапы развития художественного стекла и важные работы всех известных мастеров, работавших на местных производствах, там сейчас проходит выставка финского дизайнера Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala). Созданные им в Финляндии и на Мурано работы равнозначно талантливы и при этом разительно отличаются по своему цветовому темпераменту и форме. На стендах кристальная ледяная холодность Скандинавии соседствует с яркими и воздушными формами, созданными дизайнером в Венеции.
Вернувшись с Мурано в Венецию можно заглянуть на крохотную выставку Tirbut to Aleessandro Mendini в бутик-отеле Ca’Pisani Design, организованную в сотрудничестве с Con AteventStudio и демонстрирующую вазы и блюда, созданные Алессандро Мендини (Alessandro Mendidni) в 2014 и 2015 годах для компании Purho. В представленных предметах органические линии соседствуют с четкой геометрией, матовые поверхности с глянцевыми, прозрачность усиливается цветовыми нюансами.
Неподалеку в расположенной в отеле Nani Mocenigo Palace галерее Vitraria можно не только посмотреть, но и купить коллекцию небольших разноцветных емкостей из стекла современного художника Омера Арбеля (Omer Arbel). Только помните, что приобрести можно только всю коллекцию целиком.
Для тех, кто интересуется коллекционным художественным стеклом в самом начале фестиваля работала ярмарка коллекционного дизайна Nomad (подробный обзор выставки смотрите по ссылке). Галеристы привезли большое количество работ Карло Скарпа (Саrlo Sсarра) и современных мастеров таких как Домитиллы Хардинг (Domitilla Harding), Видара Коксвика (Vidar Koksvik), Кари Молстад (Kari Mølstad).
Для не успевших на Nomad, но мечтающих о серьезных коллекционных образцах муранского художественного стекла есть еще несколько адресов. Поклонникам современного художественного стекла не лишним будет заглянуть в частную галерею Caterina Tognon. В числе прочего она представляет масштабные работы Лауры де Сантиллана (Laura de Santillana), в которых видно стремление автора уйти от функции и поиграть с формами образующимися на грани пустоты и наполненности, прозрачности и непрозрачности.
Есть в галерее и прекрасные в своей увядающей красоте стеклянные букеты цветов от Лиллы Табассо (Lilla Tabasso). А за историческими образцами лучше обратиться в очень консервативную галерею Claudio Gianolla — настолько консервативную, что у нее даже нет интернет сайта и Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Во время фестиваля в витринах галереи можно увидеть редчайшие работы муранских мастеров периода между двумя мировыми войнами Эрколе Баровьера, Витторио Дзеккина (Vittorio Zecchin), Наполеоне Мартинуцци (Napoleone Martinuzzi), Томазо Буцци (Tomaso Buzzi) и Карло Скарпа, а внутри вам откроются образцы, обладающие безупречной репутацией и провенансом, относящиеся к гораздо более обширному историческому периоду.
Текст: Марина Ширская