Огромный выставочный ансамбль, расположившийся на севере Москвы, разные поколения знают под разными именами. Для тех, кто стал очевидцем его открытия в 1939 году, это ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Для тех, кто в 60-е ездил туда смотреть на ракету, это ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства. С 1992-го это ВВЦ — Всероссийский выставочный центр, а с мая 2014-го — опять ВДНХ. Создававшаяся когда-то как олицетворение триумфа советской власти, сегодня ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ — это путеводитель по сталинской архитектуре, сменившей после войны свои стилистические приоритеты.

ВДНХ
Главный вход на ВСХВ после войны украсили пятипролетные триумфальные ворота.
Фото
Монахова Вера

Если быть совсем точным, то история ВВЦ началась еще раньше. В 1935 году в Москве проходил Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Колхозники постановили к двадцатой годовщине советской власти показать товар лицом на специальной сельскохозяйственной выставке. Выставка должна была простоять сто дней, и потому первые павильоны не имели ничего общего с празднично украшенными дворцами послевоенного времени. Они собирались из типовых деревянных конструкций и походили один на другой. Тем не менее, дело затягивалось, и сроки открытия грандиозного смотра перенесли на 1938 год, решив, что ста дней для показа баснословных результатов, достигнутых хозяйствами под мудрым партийным руководством, слишком мало.

ВДНХ
Фонтан «Дружба народов» (сначала он назывался "Золотой сноп") заработал в 1954 году. Сноп окружают 16 позолоченных статуй девушек-колхозниц, олицетворяющих 16 союзных республик.

Тем более что выставка явно «опаздывала» к 20-летию революции. Да и скромные деревянные павильоны не имели шансов на существование в эпоху, когда архитектурная риторика стремительно набирала обороты. А генеральная концепция жизни советского человека, сформулированная Сталиным в знаменитой фразе «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее», отвергала любое проявление аскетизма. Репетицией архитектурного великолепия стал так и не построенный на месте храма Христа Спасителя Дворец Советов. Конкурс на проект дворца показал, что будущее советской архитектуры — за классикой. Это подтвердил и ансамбль ВСХВ, открывшийся наконец 1 августа 1939 года.

ВДНХ
Архитектура ВСХВ считалась прекрасной декорацией к фильмам о счастливой советской жизни. В "Светлом пути"(1940) Г.В.Александрова к павильонам ВСХВ добавлена архитектурная фантасмагория в духе непостроенного Дворца Советов.
ВДНХ
Многие павильоны в 1950-е изменили свой облик и название. "Украина" получила импозантную башню со шпилем и стала "Земледелием". Бывшая "Механизация" приобрела величественный купол, ракету у входа и превратилась в "Космос".

Один из очевидцев этого события записал в своем дневнике: «Сегодня в Москве очень торжественный день. В Ростокино открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Давно ли здесь была дикая лесная местность, куда я с друзьями приезжал за грибами, а теперь чудный сказочный городок с прилегающим величайшим Ботаническим парком. Открытие торжественное. Присутствовал весь дипкорпус. Открыл Молотов. Выступил директор академик Цицин и другие знатные деятели. Потом осмотр. Величественные общесоюзные павильоны. Сказочно чудесные, красочные павильоны союзных республик. Величественные аллеи, пруды, бассейны, фонтаны, зрелищные учреждения». Большую часть из тех «сказочно чудесных павильонов» сегодня мы знаем только по старым фотографиям и архитектурной графике. В основу планировки ансамбля лег проект, разработанный для специального закрытого конкурса группой архитекторов, которую возглавлял В.К. Олтаржевский, до своего ареста в 1938 году занимавший должность главного архитектора ВСХВ.

ВДНХ
Напоминающий петербургское Адмиралтейство Главный павильон появился на ВСХВ в 1954 году. Его торжественные колоннады и пышный скульптурный декор являются прологом к большой архитектурной поэме об изобилии, радости и счастье.
ВДНХ
Фрагмент Главного павильона ВСХВ.
Фото
Монахова Вера

Главный вход оформляли трехпролетные, в духе древнеримских триумфальных арок, ворота. Центральный павильон представлял собой лаконичный объем с четырьмя строгими портиками. Рядом с ним высилась башня, на которой установили «Тракториста и колхозницу». Павильон «Механизация», перед которым стояла огромная статуя Сталина, представлял собой большой ангар для сельхозтехники. Павильоны республик демонстрировали приемы новой архитектуры, сформировавшейся к концу 1930-х. Она была полна реминисценций: ордерная классика, народные промыслы, академическая живопись и скульптура соединялись с «говорящими» элементами, такими, как монументальные колосья на фасаде «Украины» или ажурная, напоминающая рисунком пчелиные соты решетка павильона «Пчеловодство». Если где-то и звучало эхо конструктивистских 1920-х, то только в общих очертаниях павильонов, как правило, вытянутых по горизонтали. Сочетание же лаконичной геометрии и изощренного декора иногда давало результаты, близкие к ар деко.

ВДНХ
Скульптурная группа «Тракторист и колхозница» над главным входом.
Фото
Монахова Вера
ВДНХ
Павильон «Карелия». Построен в 1954 году как павильон Карело-финской ССР. Архитектор: Ф.И.Рехмуков при участии А.Я.Резниченко. Скульптор фронтона Л.А. Кардашов, резные двери работы Н.И. Чижова. Главный художник павильона М.М. Колосков.
Фото
Монахова Вера

В 1941 году выставка закрылась и открылась снова только 13 лет спустя. Площадь ВСХВ увеличилась, число павильонов выросло до 270. Изменилась и стилистика: в свои права вступило пышное «сталинское барокко», хорошо знакомое по высоткам и послевоенным станциям метро с их золотыми мозаиками, витражами и майоликой. На закате сталинской эпохи ВСХВ показала идеальную модель сталинского мира с четко структурированным пространством, строгой иерархией главных и второстепенных построек, скрепленной торжественными вертикальными акцентами. Главный вход отметили мощные пропилеи*, на которые вознеслись тракторист и колхозница, держащие над головами сноп.

ВДНХ
Павильон архитекторов М.В. Посохина, А.А. Мндоянца и Б.И. Тхора до сих пор называют "монреальским", потому что на ВДНХ он попал из Монреаля, с Всемирной выставки "Экспо-67". Это один из лучших памятников архитектуры времен хрущевской оттепели.

Преобразился главный павильон — он вытянулся вверх, получил шпиль и стал напоминать Адмиралтейство в Петербурге. Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей, украшенный гордой надписью «Создадим вокруг Москвы и других крупных городов картофельно-овощные и животноводческие базы», тоже вытянулся и получил шпиль со звездой, из-за чего сразу приобрел сходство с высотками. Над «Украиной» выросла башня, напоминающая сноп колосьев. «Механизация» — единственный павильон, прославляющий технический прогресс, получил богато декорированный фасад и огромный купол, придавший ему сходство с восточным мавзолеем. Павильоны союзных республик, чей облик подчинялся формуле соцреализма «Национальное по форме, социалистическое по содержанию», изобиловали экзотическими мотивами, густо приправленными академической живописью и скульптурой, многословно развивавшими тему плодородия и вечного ликования. Искусства словно соревновались с сельским хозяйством в богатстве и изобилии.

ВДНХ
Павильон № 32 – известен как «Космос» с 1967 года. Являлся одним из самых важных строений на ВСХВ. Его изначальное название «Механизация и электрификация сельского хозяйства» (с 1956 года – «Машиностроение»).
Фото
Ишкараева Дарья
ВДНХ
Павильон № 34, пристроенный к павильону №32 (известному как «Космос») после войны.
Фото
Ишкараева Дарья

Если павильоны, выходящие фасадами на площадь Колхозов и площадь Механизации, напоминали дворцы и храмы, то небольшие отраслевые павильоны, не относившиеся к числу главных, уподоблялись флигелям, а также беседкам, нимфейонам*, гротам и другим садово-парковым постройкам. Реконструированные после войны «Ветеринария» и «Охота и охотничье хозяйство» близки по духу сталинским санаториям, которые, в свою очередь, вызывают в памяти образы ренессансной виллы, усадьбы эпохи классицизма и царской резиденции в Ливадии.

ВДНХ
Лепнина, резьба по камню, художественная ковка и другие виды декоративного искусства словно соревновались с самим сельским хозяйством в обильности и разнообразии, как на этом фрагменте Главных ворот ВСХВ 1954 года.
ВДНХ
Вид на фонтан «Дружба народов». Слева за ним павильон №2 «Народное образование». Построен к открытию Выставки в 1954 году. С 1961 по 1967 год в этом павильоне размещалась экспозиция «Космонавтика в СССР».
Фото
Монахова Вера

Нетрудно догадаться, что в конце 1950-х, в эпоху запуска в космос первых искусственных спутников Земли, все это великолепие стало превращаться в анахронизм. После переименования при Хрущеве ВСХВ в Выставку достижений народного хозяйства и перепрофилирования ряда павильонов соединение их пышного убранства с экспонатами иной раз становилось до нелепости странным. Застывшие в окружении хлебов, плодов, серпов и знамен труженики села смотрели из-под купола бывшего павильона «Механизация» (а теперь «Космос») на солнечные батареи, спутники и ракеты. Под ротондой-бельведером (бывший павильон Белоруссии) теперь появилась надпись «Электротехника». «Культура», расположившаяся в павильоне Узбекской ССР, приобрела экзотический привкус. То же грозило и вычислительной технике, занявшей павильон Азербайджана, если бы его не превратили в коробку, напоминающую радиоприемник, — единство формы и содержания было достигнуто ценой потери одной из самых красивых «восточных» построек ансамбля.

ВДНХ
Одна из самых изящных построек послевоенного ВСХВ - центральная беседка павильона Узбекской ССР. Последнее время это элегантное сооружение в восточном вкусе принадлежало павильону "Культура".
ВДНХ
Павильон № 58 – один из самых красивых на ВВЦ. Построен в 1939 году как павильон Украинской ССР, перестроен в том же виде, но в капитальных конструкциях в 1954 году. Носил имя «Земледелие», сейчас возвращено название «Украина». На переднем плане – фонтан «Каменный цветок», созданный в 1954 году по проекту художника-архитектора К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин. Навеянный яркими образами «Уральских сказов» П. П. Бажова, это был первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан, для которого Д. Д. Шостакович специально написал «Праздничную увертюру».
Фото
Монахова Вера

Позже, когда к смешению времен и идеологий добавились разношерстные вывески, зовущие примерить очки под сенью великолепного лепного карниза со звездами или взглянуть на персидских кошек в окружении золотых снопов, возник вопрос, как все это может существовать дальше. У нынешнего руководства ВВЦ, которому недавно было возвращено название ВДНХ, на этот счет свои планы. Эту территорию планируют превратить в одно из самых модных, красивых и популярных мест Москвы. Первый пункт программы – масштабная реконструкция. Уже обновлены фасады практически всех павильонов, в павильоне «Транспорт» заработала временная экспозиция закрытого сейчас на реконструкцию Политехнического музея «Россия делает сама», на территории открываются фотоэкспозиции, в павильонах «Оптика» и «Космос» проходят выставки современного искусства. В перспективе – сотрудничество со странами СНГ, совместно с которыми будет разрабатываться выставочная программа для павильонов бывших союзных республик. 1 августа 2014 года в Главном павильоне открывается выставка, посвященная истории ВДНХ: архивные фотографии, эскизы архитекторов и подробные рассказы о каждом павильоне на интерактивных экранах.

ВДНХ
Недавно открытый после реставрации павильон "Оптика".

В рамках празднования 75-летней годовщины на территории ВДНХ состоится открытие возрожденного Зеленого театра. 1, 2 и 3 июля в концертном зале под открытым небом пройдут выступления известнейших коллективов и исполнителей, начиная с Нино Катамадзе и Дунаевский Orchestra и заканчивая Петром Наличем.

ВДНХ
Зеленый театр. Открытка. 1954 год.
Фото
www.pastvu.com
ВДНХ
Возрожденный Зеленый театр готов к открытию.

Вход свободный. Не пропустите!

Афиша концертов.

Текст: Татьяна Стеклова, Екатерина Вагнер