Дягилевскому фестивалю в этом году исполняется 20 лет. Основанный в 2003 году в городе, где провел детство великий популяризатор русской культуры Сергей Дягилев, фестиваль стал одним из крупнейших музыкальных форумов в России. В 2023-м он пройдет под художественным руководством Теодора Курентзиса и представит оперные премьеры, серию экспериментальных пластических и театральных перформансов, концерты классической и альтернативной музыки
ОПЕРА
Главным событием фестиваля в этом году станет премьера постановки на музыку двух сочинений Игоря Стравинского: «Персефона» и Симфония псалмов (18+, 1 и 2 июля). Это масштабное действо, в котором объединяются пение и декламация, танец и пантомима, видеоинсталляции и перформативные практики. В спектакле участвуют оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna, приглашенные артисты и перформеры. Музыкальный руководитель и дирижер постановки — Теодор Курентзис, режиссер — автор премьеры прошлогоднего фестиваля De temporum fine comoedia Анна Гусева, за пластическое решение отвечает хореограф Анастасия Пешкова.
Вторая премьера Дягилевского фестиваля этого года — оратория Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (16+, 28 и 30 июня). Гендель сочинял ораторию, находясь на пике музыкальной фантазии и изобретательности. Это — неистовое, полное живой энергии, виртуозное и предельно требовательное к исполнителям сочинение. Новую постановку оратории — в режиссерской версии Елизаветы Мороз — представит труппа Нижегородского театра оперы и балета под управлением одного из ведущих российских специалистов по старинной музыке Дмитрия Синьковского.
ПЕРФОРМАНС
Аудиоспектакль-променад «Персефона. До» (16+, каждый день с 24 июня) — это предвкушение главного события фестиваля. Режиссер Евгений Маленчев и драматург Екатерина Августеняк отправят участников своего нового site-specific-проекта туда, куда в обычное время вход невозможен, — в затон Пермской судоверфи. Аудиоспектакль основан на беседах, интервью и воспоминаниях Игоря Стравинского. Встреча с Дягилевым, идея и история создания «Персефоны», «трагическое в изгнании» и другие темы лягут в основу аудиомистерии, разворачивающейся среди кораблей, доживающих последние дни посреди цветущей природы.
Постоянные соавторы греческого режиссера Теодороса Терзопулоса композитор Панайотис Велианитис и ведущая актриса театра «Аттис» в Дельфах София Хилл привезут в Пермь свою новую постановку «В память о Прометее» (16+, 25 июня). Актриса-перформер пребывает здесь в бесконечном процессе перевоплощения на фоне сложной взаимосвязи электроники, полевых записей и записанной речи, которые — в соответствии со структурой трагедии Эсхила «Прометей прикованный» — преобразованы в поворотные моменты в истории человечества.
Амбассадор татарского современного танца Нурбек Батулла, хореограф Марсель Нуриев, режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов создадут кросс-жанровый перформанс Därdemänd (18+, 23 июня). На стыке танца, перформанса, физического театра, поэзии и музыки они исследуют связь своего народа с родным языком, а шире — с историей и мифом.
Действие экспериментального open-air-проекта «Поэма горы» (18+, 30 июня и 1 июля) в постановке Серафимы Красниковой развернется на набережной Камы. С первым напевом актрисы и фольклорный ансамбль начнут спуск по склону, усеянному мусором воспоминаний. В партитуре композитора и звукового художника Дмитрия Мазурова используются фольклорные голоса, аккордеон и духовые в сочетании с dark-электроникой.
КОНЦЕРТ
Столь же разнообразной стилистически будет концертная программа фестиваля. Серию концертов (12+, 24 июня, 29 июня и 1 июля) даст греческий инструменталист и композитор Йоргос Калудис. Много лет он исследует возможности игры на критской лире, одном из самых древних музыкальных инструментов. Йоргос усовершенствовал инструмент, добавив четвертую струну; он продемонстрирует на фестивале все многообразие технических и выразительных возможностей критской лиры для воспроизведения как средневековой, так и современной неакадемической музыки. В частной филармонии «Триумф» выступит ансамбль этнической музыки из Египта Mazaher (18+, 24 июня).
В фокусе внимания Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) окажутся разные тактики взаимодействия текста, солиста и музыкантов-инструменталистов (18+, 29 июня). Мультиперкуссионист Петр Главатских выстраивает программу своего концерта «Времена 300» (12+, 29 июня) вокруг идеи времени, объединяя традиционный пермский фольклор с латиноамериканскими ритмами и знаменитыми мелодиями Вивальди. Акусмониум — «оркестр громкоговорителей» — исполнит сочиненную Олегом Нестеровым пространственную композицию, в которой фрагменты киномузыки Олега Каравайчука собраны в 11 смысловых линий, сквозных для его творчества (18+, 25 июня).
На «Барокко-гала» (12+, 24 июня) оркестр La Voce Strumentale и Дмитрий Синьковский представят два главных достижения итальянской ветви высокого барокко: оперу-сериа и инструментальный концертный стиль. Пианист Алексей Зуев даст краткий экскурс в историю представления о рояле как «короле инструментов», способном соревноваться с оркестром в выразительности и масштабе звучания, на примере музыки Стравинского и Листа (12+, 30 июня).
На открытии основной программы фестиваля, 23 июня, оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит три произведения Петра Ильича Чайковского (12+): эмоциональные и насыщенные театральным драматизмом оркестровую фантазию «Ромео и Джульетта», симфоническую фантазию «Франческа да Римини» на сюжет, почерпнутый в «Божественной комедии» Данте, а также Итальянское каприччио.