В конце прошлого года в Москве открылся первый в России Музей криптографии, экспозиция которого рассказывает о прошлом, настоящем и будущем криптографии и истории развития коммуникации между людьми от современности и до древних времен. Экспозиция очень насыщенная: в нем более 120 мультимедиа инсталляций и множество уникальных экспонатов, представленных публике впервые. Главный куратор и креативный директор музея Анна Титовец провела для наших читателей небольшую экскурсию по экспозиции и рассказала, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
1. Инсталляция «Цифровой мир и история интернета»
Где находится: входная зона в экспозицию
Монументальная стена, составленная из старых системных блоков, клавиатур и мониторов задумана как отсылка к художественному методу пионера видеоарта, корейско-американского художника Нам Джун Пайка (Nam June Paik). Кроме художественной ассоциации, инсталляция выполняет и практическую функцию — здесь можно узнать о самых интересных и важных событиях истории интернета, познакомиться с «бестиарием вирусов» — самыми опасными или необычными вредоносными программами, которые поражали человечество в цифровой век.
Верхний ряд экранов — счетчики изменения цифрового мира в реальном времени отсчитывают, сколько новых пользователей присоединилось к сети интернет за время, проведенное посетителем перед инсталляцией, сколько отправлено писем или взломано аккаунтов. Между информационными экранами расположились ставшие каноническими визуальные артефакты из эпохи модемного интернета — например, знаменитое радужное колесо загрузки макинтош, интерфейс бесконечно копирующихся файлов из одной папки в другую или самая первая анимированная заставка мессенджера AOL. Все вместе — своего рода «памятник» интернет-среде.
2. Инсталляция «Криптостандарты»
Где находится: зал «Криптография в цифровую эпоху»
В центре зала «Криптография в цифровую эпоху» полукругом расположены пять вертикальных экранов, составляя своего рода медиаскульптуру, которая в динамике представляет красоту внутренней архитектуры криптографических стандартов современности. Это единственное место во всем музее, где можно детально рассмотреть структуру работы самых важных для всего мира и России криптографических алгоритмов, которая впечатляет своей сложностью и простотой одновременно, ведь современные стандарты шифрования должны быть как устойчивы к взлому даже самыми производительными системами, так и быть достаточно простыми в реализации, чтобы ими было удобно пользоваться.
Идея этой инсталляции появилась еще в самом начале разработки зала, и, к концу работы над ней из формата «геометрической художественной абстракции» превратилась в выверенную вплоть до миллиметра анимированную видеографику, показывающую поэтапное шифрование сообщения четырех разных криптостандартов.
На инсталляцию можно смотреть двумя способами — как на завораживающую геометрическую анимацию, олицетворяющую процесс шифрования в бесконечном кольцевом движении, не вдаваясь в подробности, либо — можно углубиться в математические детали и разобраться, что же в действительности каждый из элементов схемы означает в представленном процессе.
3. Инсталляция «Хактивизм»
В музее о шифровании и безопасности коммуникации нельзя не рассказать про важных героев и антигероев цифрового мира. «Уголок гика» посвящен культуре хакеров и феномену хактивизма. Двенадцать мониторов, видеоконтентом на которых можно управлять с помощью кнопочной панели управления, расскажут об идеях и людях, связанных с различными хакерскими движениями и помогут разобраться с хакерской этикой (не ждите тут подсказок как лучше взламывать аккаунты, исторически ценности хакерских сообществ были связаны с идеей свободного обмена информацией и открытого для всех программного кода), о том, кто такие «белые», «черные» и «серые» хакеры (или, как их часто называют — «шляпы»), а также о самых громких и неоднозначных событиях в мире «цифровых взломщиков». В видеографике, выполненной в характерной цифровой эстетике, скрыты «пасхалки» (секреты/тайные послания), отсылающие к субкультуре гиков и программистов.
4. Фиалка и шифровальные диски
Где находится: зал «Криптография в индустриальную эпоху». Раздел «Механическое сердце»
Одна из доминант музея — массивная кинетическая скульптура, показывающая в движении десять увеличенных шифровальных дисков самой популярной советской шифровальной машины середины XX века — «Фиалки». Изобретение дисков или, как их принято называть в западной традиции роторов, для использования в шифровальных электромеханических машинах ознаменовало новую веху в инженерной мысли в шифровальном деле, их появление позволило увеличить устойчивость зашифрованных сообщений к взлому.
Эта инсталляция подчеркивает важность данного изобретения в истории криптографии. А, зайдя внутрь вращающихся роторов — с помощью точной копии «Фиалки» можно попробовать свои силы в роли шифровальщика. Рядом же можно найти оригинал машины, официальное название которой — М-125. До 2020 года она находилась под грифом «секретно», и музей удостоился чести впервые представить ее публике.
5. Шифровальная машина «Энигма» и Барабаны «Бомбы» Тьюринга — Уэлчмана
Зал «Криптография в индустриальную эпоху. Раздел «Механическое сердце»
Вероятно, ни один уважающий себя музей в мире, тема которого связана с шифрованием и криптографией (а таких музеев в мире, надо признать, не очень много), не мыслит свою экспозицию без легендарной «загадки» — немецкой шифровальной машины «Энигмы». Действительно, во многом благодаря популярности этой машины в кинематографе и литературе, а также, не в последнюю очередь, благодаря имени английского математика и криптографа Алана Тьюринга, принимавшего участие в ее взломе, «Энигма» — одно из первых слов, которые приходят в голову в связи с темой шифрования даже тем людям, которые далеки от криптографии.
Это один из ценнейших экспонатов музея, и, насколько можно судить, оригинал «Энигмы» представлен для широкой публике в России впервые за всю историю. Рядом с оригиналом машины расположилась копия «бомбы» Тьюринга-Уэлчмана, именно это изобретение способствовало разгадке «невзламываемого» кода «Энигмы». 108 вращающихся механических барабанов имитируют работу аж 36 «Энигм».
6. Инструменты перлюстратора и дешифровальщика в Черных кабинетах
Где находится: зал «Домашинная криптография»
Для вскрытия, дешифрования и прочтения писем в XVII–XIX веках использовался целый арсенал приспособлений. Представить, с помощью каких предметов осуществлялась эта «неоднозначная» деятельность, достигавшая в то время невиданных масштабов и сосредоточившаяся в так называемых «черных кабинетах», можно, разглядывая витрину с предметами. Среди них есть как спиртовка, которую использовали для вскрытия конвертов и размягчения печатей, так и приспособления для изготовления печатей и специальные дешифровальные таблицы.
Эта «коллекция» из 34 предметов, которые можно было найти в кабинетах перлюстраторов того времени, воссоздана на основе изучения архивных источников, где в прямой речи свидетелей была подробно описана работа перлюстраторов и дешифровщиков.
7. Инсталляция π, авторы — бельгийская арт-группа LAb[au]
Где находится: публичное пространство музея
На лестничном пролете музея можно обнаружить кинетическую скульптуру и одновременно поэму из числа π. Ее день изо дня создают алгоритмы, в реальном времени составляя текст из слов, генерируемых по специальным правилам из числа π.
π — одна из немногих существующих случайных последовательностей чисел и потому, по мнению авторов работы, это число теоретически может описать всю Вселенную. Числа из этой последовательности сначала по очереди преобразуются в символы русского и английского алфавитов, а из них алгоритмы вычленяют осмысленные слова, которые становятся своего рода автоматически генерируемой поэзией.
Для тематики музея тут крайне важно понятие случайности, ведь без случайности не может быть и шифрования, а художники предлагают также предлагают рассматривать эту поэзию как попытку прислушаться к Вселенной.
08. Инсталляция «Знак»
Где находится: зал «Протокриптография»
Кинетическая инсталляция «Знак» — финал путешествия от коммуникации в современности к самому «началу», к идее изобретения письменности и алфавитных систем. Расположенные в пространстве нити состоят из букв, пиктограмм и единиц и нолей двоичного кода — базовых элементов человеческого и компьютерного языка, с помощью которых мы общаемся или общались, а значит с ними же работают и все криптографические системы.
В этой композиции спрятаны несколько посланий — цитаты известных исторических фигур — маршала Георгия Жукова, Клода Шеннона Джулиана Ассанжа и других. Эти цитаты обнаружат самые внимательные — когда движения нитей останавливается — среди строчек со случайными буквами расположены четыре осмысленных послания. В частности, здесь можно найти один из гуманистических эпилогов экспозиции — «Сильная криптография способна способна противостоять любому насилию» (Джулиан Ассанж).
9. «Воспоминания»
Где находится: зал «Память здания»
В трубках, свисающих с потолка звучат голоса. Это воспоминания свидетелей драматической жизни здания во время периода, который неформально называется период «Марфинской шарашки». Многоголосье цитат из воспоминаний заключенных, работавших в этом здании позволяет представить бытовые мелочи и драматические переживания, которые происходили 70 лет назад в этом здании.
10. Пиксель-комната «логин-пароль»
Где находится: зал «Криптография в цифровую эпоху»
Цифровая культура, гик-культура программистов во многом связана с гейминг коммьюнити и эстетикой компьютерных игр. Так появилась идея сделать одну из комнат экспозиции — своего рода игровым залом. Основная часть расположенных здесь инсталляций представляют из себя стилизованные игровые автоматы. Здесь, вооружившись джойстиком и клавиатурой можно сразиться с хакерами, пытающимися взломать пароль или побродить по цифровому миру, выполненному в 8-бит эстетике современных инди игр и познакомиться с принцессой или цифровым лыжником — представителями самых слабых категорий паролей.
Кроме аркадного типа игр здесь можно поупражняться во взломе ящиков, внутри которых находится «секретная информация» и узнать, что, какой бы стойкой ни была система шифрования, человеческий фактор — самое слабое звено.