С 16 по 24 марта в Маастрихте прошла ярмарка искусства и антиквариата TEFAF Maastricht 2019. Она была создана в 1987 году как «наш ответ» крупнейшим аукционным домам Sotheby’s и Christie’s и главное место встреч коллекционеров старых мастеров. В этом году организаторы TEFAF показали свое стремление к лидерству по всем направлениям и расширили список участников ведущими галереями в области модернизма и современного искусства. Впервые за всю историю ярмарки 40 новых галерей получили возможность присоединиться к постоянным экспонентам. В рамках масштабной реорганизации сектора Modern были привлечены такие галереи, как Gmurzynska, Simon Lee, Pace Gallery, Almine Rech, Sprüth Magers.
Antiques
Несмотря на нововведения и смещение вкусов в сторону нового искусства Antiques все еще остается самым крупным разделом ярмарки. Девяносто семь участников привезли на ТEFAF 2019 лучшие произведения декоративно прикладного искусства со всего мира.
Средневековье, Ренессанс, Барокко
Предметы, созданные до XVIII века, пользовались большим спросом, чем более поздние экспонаты. Галереи Kugel, Blumka Gallery, Brimo de Laroussilhe, De Backker Medieval Art предлагали европейское искусство Средних веков и эпохи Возрождения: лиможские эмали, произведения золотых дел мастеров и ювелиров, мраморные мозаики, скульптуру, мебель и различный декор. В один из голландских музеев прямо с TEFAF отправился кукольный домик Анны Марии Трип проданный галереей John Eldlich Antiquairs. Предмет принадлежал одной из известных семей с 1760 года.
Иллюминированные рукописи, редкие книги и карты
Les Enluminures — одна из лучших галерей, специализирующихся на иллюминированных манускриптах. Лувр, Метрополитен и Музей Гетти являются ее постоянными клиентами. На стенде Dr. Jörn Günther Rare Books предлагали «Часослов Фокье» с тринадцатью миниатюрами исключительного качества за 880 тыс. евро, небольшое руководство по рыбной ловле 1510 года за 25 тыс. евро, отдельные миниатюры, манускрипты и книги. Две рукописи были проданы Токийскому музею.
Новые технологии применили Daniel Crouch Rare Books, чтобы перенести посетителей на улицы Амстердама и Парижа XVII–XVIII вв. Более трех тысяч изображений этих городов были воссозданы в виртуальной реальности. У этой галереи впечатляющее предложение шедевров голландской картографии: первая напечатанная в 1544 году карта Амстердама (400 тыс. евро), карта мира Луиса Тейшейры (500 тыс. евро), «Атлас Блау» (900 тыс. евро и пара глобусов издательства Блау (1,5 млн евро).
Азиатское искусство
Очень популярное сегодня благодаря вниманию китайских коллекционеров искусство стран Азии было представлено рядом высококлассных специалистов. Эклектичная коллекция Polak Works of Art еще раз доказала блестящий вкус и эрудицию ее владельца — антиквара широко профиля, «последнего из могикан», как называют его коллеги, Яапа Полака (Jaap Polak). Один из лучших специалистов в мире по индонезийскому искусству, он привез на TEFAF изумительные скульптуры двух храмовых стражей XIV c острова Ява из своего собрания, которые только что побывали на выставке «Жизнь Будды», проходившей в Новой Церкви в Амстердаме.
Галерея Ben Janssens Oriental Art охватила практически все разделы китайского искусства. Искусство Китая от Неолита (ок. 3000 г. до н.э.) до династии Мин (1368-1644) было представлено здесь ритуальными предметами из бронзы и нефрита, керамической пластикой, буддийской скульптурой. Коллекция более поздних произведений искусства, датируемых династиями Мин и Цин (1644-1911), — изделиями из фарфора, стекла, лака, слоновой кости и металла.
Японскую живопись на вертикальных свитках, ширмы и раннюю буддийскую скульптуру можно было увидеть на стенде галереи Gregg Baker Asian Art. Блестящий образец японской деревянной пластики XI–XII века — фигура будды Амида — была продана сразу после открытия ярмарки за 1,2 млн евро.
Несколько галерей этого раздела также предложили вниманию посетителей тематические коллекции по узким специализациям: исторический текстиль (S Franses), оружие и доспехи (Peter Finer) музыкальные инструменты (Jean Michel Renard).
Антикварные ювелирные украшения
Исторические драгоценности и культовые изделия лучших ювелирных домов были традиционно широко представлены на ярмарке. Галерея Deborah Elvira специализируется на ювелирных украшениях от Средневековья до XVIII века с особым вниманием к Золотому Веку Испании. Шедевры Rene Lalique, Cartier, Boucheron, Fouquet, Chaumet, Van Cleef & Arpels и других прославленных ювелирных Домов XX века привлекали внимание посетителей (и особенно посетительниц!) на стенде Epoque Fine Jewels.
Paintings
Коллекционеры живописи c нетерпением ждут TEFAF, так как лучшие полотна дилеры всегда придерживают специально для этой ярмарки. Неудивительно, что уже в первые часы VIP-превью многие работы из раздела Paintings были проданы. Так, например, на картину Джозефа Райта из Дерби (Joseph Wright) «Два мальчика с пузырем» 1769 года на стенде галереи Lowell Libson & Jonny Yarker покупатель нашелся моментально (цена составила 3 — 4 млн. фунтов).
Аналогичная ситуация произошла и на стенде галереи Canesso, где весьма быстро нашел нового хозяина «Портрет собаки» итальянского мастера Тиберио Тити (Tiberio Titi), известного большим количеством заказов для семьи Медичи.
Интересной находкой стали два женских портрета кисти Жан-Марка Натье (Jean-Marc Nattier) (галереи Didier Aaron, Jean-Francois Heim). Richard Green показала великолепную коллекцию работ Камиля Писсарро (Camille Pissarro), а Bottegantica —работу итальянского импрессиониста Антонио Манчини (Antonio Mancini) «Акробат со скрипкой» 1878 года, за которую просила цену порядка 1 млн. евро.
Modern
В разделе Modern можно было найти весь спектр имен и художественных направлений XX века. Пожалуй, самые дорогостоящие работы американского поп арта и неоэкспрессионизма были представлены на стенде нью-йоркской галереи Van de Weghe Fine Art. Здесь можно было найти несколько работ Жан-Мишеля Баския (Jean-Michel Basquiat), одну из которых сразу после открытия ярмарки приобрел за 120 млн. евро коллекционер из Китая, «Лягушку» Энди Уорхола (Andy Warhol) за 2 млн 450тыс евро и работу Кита Харинга (Keith Haring) за 1млн 500 тыс евро.
Landau Fine Art одна из крупнейших галерей, специализирующихся на модернизме первой половины XX века, предлагала работы музейного уровня от Макса Эрнста (Max Ernst) до Джакометти (Alberto Giacometti). Applicat-Prazan специалист по послевоенному искусству с первоклассными работами Карла Аппеля (Karel Appel), Пьера Сулажа (Pierre Soulages), Жана ле Бюффе (Jean Dubuffet).
На стенде Galerie Henze & Ketterer шедевров немецкого экспрессионизма хватило бы на небольшой музей: ее владельцы — главные специалисты по Кирхнеру. Еще одна известная галерея — Mazzoleni, специализирующаяся на итальянском послевоенном искусстве, — показала на TEFAF работу основателя направления метафизической живописи, предвестника сюрреализма Джорджо де Кирико «Гектор и Андромаха» 1959 года. Также невозможно было пройти мимо стенда Galerie Shiggers: центральное место здесь занимала работа американского скульптора Джона Чемберлена (John Chamberlain) 1991 года из тщательно отлакированных частей разбитых машин.
На стенде Georges-Philippe & Nathalie Vallois была прекрасная подборка классиков неореализма Даниэля Сперри (Daniel Spoerri), Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle), Жака Виллегле (Jacques Villeglé). Особое внимание привлекала сидящая девушка из бронзы в натуральную величину — скульптура американского мастера гиперреализма Джона де Андреа (John de Andrea).
Знаковую работу Гюнтера Юккера (Günther Uecker), одного из основателей группы Зеро, представила галерея из Дюссельдорфа Beck & Eggeling International Fine Art. Рельеф из гвоздей 1972 года меняет свой рисунок в зависимости от источника света и угла зрения, создавая у зрителя иллюзию движения.
Классиков модернистской скульптуры представляла галерея Bowman Sculpture: Генри Мур (Henry Moorе, от 85 тыс. евро), Огюст Роден (Auguste-René Rodin, от 750 тыс. евро), Пабло Пикассо (Раblo Рicassо, от 120 тыс. евро).
Ancient Art
Пожалуй, самый интересный стенд в секции Ancient Art был у галереи Chenel, которая занимается древнеримским искусством. Ее главный раритет — торс Геракла (I–II в н.э.) из знаменитой коллекции Лудингтона (Wright S. Ludington (1900-1991)), — был продан в первые часы работы ярмарки за сумму более миллиона евро! Были здесь и другие редкости, среди которых мраморная ваза I в. н. э. (250 тыс. евро) и голова Гермеса конца I в. н. э. (350 тыс. евро).
Помимо тринадцати галерей, представлявших на ярмарке искусство древних народов, античные произведения можно было найти у Акселя Вервордта (Axel Vervoordt).
Tribal & Design
В этом году впервые галереи, представляющие племенное искусство, расположились между стендами с коллекционным дизайном. Такое соседство не случайно и отражает последние тенденции. В галерее Monbrison можно было увидеть фигуру XIX века из Папуа Новой Гвинеи (200 тыс. евро) с узорами, точь-в-точь напоминающими культовые работы Кита Харинга.
Галерея Meyer продемонстрировала влияние искусства эскимосов на творчество нидерландского художника, участника движения Кобра, Эжена Брандса (Eugene Brands). Несколько его работ, выполненных в технике гуаши на бумаге (от 3,5 тыс. евро), соседствовали здесь с невероятно экспрессивными фигурками с Аляски (ок. 48 тыс. евро). На стенде также можно было найти великолепные скульптуры и маски из Папуа Новой Гвинеи, в том числе церемониальную маску Татануа XIX века стоимостью 55 тыс. евро.
Всеобщее внимание привлекала коллекция антропоморфных ложек племени Дан (Кот д’Ивуар) на стенде De Grunne. Цены варьировались от 50 до 150 тыс. евро за предмет. Галерея одного из лучших в мире специалистов по африканскому искусству Дидье Класа (Didier Claes) показала предметы исключительного качества: деревянную пластику Бауле, навершия реликвариев Мбулу-Нгулу Кота и др. А редчайшая ритуальная фигура Вануату начала XX века, символизирующая достаток , предлагалась за 200 тыс. евро.
Из коллекционного дизайна наиболее востребованными были работы знаменитых скандинавских и французских мастеров. Так, галерея Jackson Design показала среди прочего кабинет датского дизайнера Палле Суэнсона (Palle Suenson) 1957 г. за 95 тыс. евро, знаменитое кресло «Паймио» (Paimio) Алвара Аалто (Alvar Aalto) 1932 г. из санатория «Паймио», лаунж-кресло Марселя Бройера (Marcel Breuer) 1936 года.
А на стенде Dansk Mobel Kunst выставлялись софа и два кресла по дизайну Финна Юля (Finn Juhl) 1953 г. для мануфактуры Niels Vodder за 105 тыс. евро, стол по дизайну Эйнер Ларсен (Ejner Larsen) и Аксель Бендер Мэдсен (Aksel Bender Madsen) 1958 г. (производство Willy Beck) за 80 тыс. евро и другие раритетные коллекционные объекты.
В преддверии ретроспективы Шарлотты Перриан (Charlotte Perriand) в фонде Louis Vuitton в октябре 2019 года парижская галерея Downtown готовит каталог, где будут собраны интерьеры коллекционеров со всего мира с произведениями по дизайну Перриан. На TEFAF галерея привезла бюро ее работы за 2 млн. евро, стол (1965г.), софу (1968г.), комод (1948г.) и другие уникальные предметы.
Материал подготовила Юлия Сычева, эксперт по рынку искусства и антиквариата