Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 0)
Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

ELLE DECORATION: Елизавета, в чем секрет всеобщей любви к модерну?

ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧЕВА: Первая реакция на модерн — ох, как красиво! Но заходишь в дом и понимаешь, что сила модерна вовсе не в красоте. Это самое удобное жилье, когда-либо созданное человеком. Например, особняк Рябушинского был оборудован всеми последними достижениями технического прогресса: паровое отопление, ватерклозеты, электрическое освещение, для которого Шехтель сам спроектировал выключатели. Не говоря уже о роскошной столярке, дополнительных окошках на лестнице, чтобы светло подниматься было, и лавочках, чтобы присесть, если устал подниматься.

Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 3)
Особняк С.П. Рябушинского, Ф.О. Шехтель, 1903.

Назовите три причины, почему надо идти на выставку «Эпоха модерна».

  1. Модерн — один из самых популярных, при этом плохо изученных стилей. Все знают Шехтеля, а вот уже его учителя Каминского и целую плеяду великолепных архитекторов — нет. Пришло время это исправить.
  2. Нам есть что показать, в МУАР потрясающее собрание модерна, большая часть которого ни разу не выставлялась.
  3. Модерн — это первый стиль русской буржуазии, что очень интересно в контексте современной истории.
«Когда я показываю иностранцам московские памятники модерна, они в шоке: «Секундочку, в России был ар-нуво?»
Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 5)
Кабинет в особняке А.В. Морозова, Ф.О. Шехтель, 1896.

Русский модерн родом из Франции?

Модерн родился в Бельгии и назывался ар-нуво. У него есть законный отец — Виктор Орта. В 1893 году он построил дом профессора Тасселя, где спроектировал все, от окон до унитаза. И сделал это настолько блестяще, что его сразу начинают цитировать. Этот стиль распространяется по Европе со скоростью пожара и везде получает свое название. В Италии это либерти, в Испании — модернизмо, в Австрии — сецессион, в Германии — югендштиль, во Франции — ар-нуво. К нам он приходит через Англию, поэтому мы сохраняем английское название, но создаем удивительное в своем многообразии собственное прочтение стиля. Когда я показываю иностранцам московские памятники модерна, они в шоке: «Секундочку, в России был ар-нуво? И это все в одном городе?» А у нас еще фантастический модерн Саратова, Самары, Нижнего Новгорода, все эти купеческие города.

Самый необычный предмет в вашей коллекции?

Дверь из особняка Баевых — гигантская, с маскаронами. В особняке была реставрация, двери меняли. Сейчас там другие, а у нас настоящая.

Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 8)
Эскиз панно для вестибюля Купеческого клуба, И.А. Иванов-Шиц, 1907.
«Дома эпохи модерна — самое удобное жилье, когда-либо созданное человеком»
Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 9)
Кинотеатр «Художественный», Ф.О. Шехтель, 1912–1913.

Что нам подарил модерн?

Если глобально, я бы сказала, что модерн — это рождение дизайна. Например, он вывел керамику на фасады. И это не только врубелевская майолика «Принцесса Греза» на гостинице Метрополь. В эпоху модерна кафелем и изразцами облицовывают дома целиком. Их не надо перекрашивать каждый год, просто моешь — и дом как новенький. И мы, собственно, хотим напомнить, что кафель — это не только утилитарная отделка для ванной.

Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 11)
Проект столовой в особняке П.П. Смирнова, Ф.О. Шехтель, 1901–1905.

Вы как-то сказали, что без модерна не было бы авангарда. Можете пояснить?

Очень важный аспект, о котором никто не пишет, — это влияние модерна на авангард. Берем дом Московского купеческого общества, кафель снимаем, пилястры убираем и получаем авангардную архитектуру. Или вот этот паттерн с обивки кресел в особняке Дерожинской, потом он уйдет к Поповой и превратится в одежду для рабочих. И так во всем. Модерн, безусловно, первый стиль ХХ века. Да, он родился чуть раньше, но это громкое высказывание уже ХХ века, радикально изменившее мир.

Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 13)
Эскиз обивки кресел для особняка А.И. Дерожинской, Ф.О. Шехтель, 1901–1902.

То есть модерн не ушел бесследно?

Наш нарядный, замечательный модерн прожил недолго. Его развитие было прервано историческими событиями, но этот стиль заложил главный принцип всей последующей архитектуры: «функция превалирует над эстетикой». Революция сформулировала социальный заказ на авангард. Но выполнять его стали вчерашние мастера модерна. Щусев чем там занимался до революции? А Жолтовский? Братья Веснины? Мельников? Приходите на выставку, все покажем. www.muar.ru

Куратор выставки «Эпоха модерна» — Анна Кистанова

Когда: 26 апреля — 8 сентября

Где: Ул. Воздвиженка, 5/25

Модерн talking: директор МУАРа о выставке «Эпоха модерна» (фото 16)
Здание Северного страхового общества, И.И. Рерберг, 1910.