«Мхатчики» — слово, которое часто встречается в письмах Булгакова к друзьям и в дневнике его третьей жены Елены Сергеевны. Так неофициально называли артистов Московского Художественного театра. Начиная с 1925 года, многие «мхатчики» входят в ближайшее окружение писателя, а сам театр становится неотъемлемой частью его жизни: по заказу МХАТ Булгаков берется за переделку романа «Белая гвардия» в пьесу, которая получит название «Дни Турбиных». Успешный спектакль в 1929-м снимут с репертуара, но спустя три года восстановят. В 1930-м году, после телефонного разговора со Сталиным, Михаил Булгаков, наконец, станет «штатным мхатчиком» — получит в театре скромную должность ассистента режиссера.
Немногие знают, что Булгаков не только писал пьесы и режиссировал спектакли для МХАТа, но и более 30 раз выходил на сцену в роли председателя суда в спектакле «Пиквикский клуб». Гримерку он делил со вчерашним выпускником театральной студии Завадского Григорием Конским. Здесь и началась дружба двух непохожих друг на друга творческих людей с двадцатилетней разницей в возрасте.
Начало выставки «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский» — в гримерной, где готовились к спектаклю «Пиквикский клуб» Булгаков и Конский. С их личными вещами, фотографиями, рисунками тех лет и трансляцией аудиоверсии спектакля «Пиквикский клуб» из старинного радио.
Пудреница для грима Булгакова, его очки, носовой платок, небольшое зеркальце, флакон духов и театральный номерок — все эти редкие музейные экспонаты дополнены вещами Григория Конского: его папиросницей, благодарственными грамотами и шаржем артиста Бориса Ливанова на молодого актера. По задумке авторов проекта — кураторов Владимира Бровкина, Александра Рогинского и архитектора Анны Румянцевой — зритель должен почувствовать, что артисты только-только покинули гримерку.
В части «Закулисье» будут собраны главные спектакли Булгакова и Конского на сцене МХАТа. Легендарные мхатовские «Мертвые души» были поставлены по инсценировке, созданной Булгаковым. Актёр Конский начинал в спектакле с маленькой роли губернаторского слуги — и «вырос» до губернатора.
Кульминацией «Закулисья» станут несостоявшийся спектакль «Батум» и одноименная пьеса Булгакова о молодом Сталине. По мнению многих современников писателя, она стоила ему жизни. На выставке впервые будет представлено письмо Михаила Булгакова Григорию Конскому от 31 июля 1939 года, рассказывающее о терзаниях драматурга. Письмо отправлено другу-мхатчику за две недели до командировки Булгакова в Грузию, которая завершилась, так и не начавшись, в Серпухове — телеграммой от директора МХАТа: «Надобность поездки отпала возвращайтесь Москву».
Финальный раздел выставки посвящен 1960-м годам и возвращению булгаковских произведений читателю. Григорий Конский впервые открывает книгу «Мастер и Маргарита», отрывки из которой он слышал от самого автора. Он продолжает дружить с вдовой писателя Еленой Булгаковой и смотрит на судьбу своего друга-мхатчика уже через призму прожитых лет, своих творческих успехов и потерь. Воспоминания о знакомстве Булгакова и Конского читает актер и режиссер «Мастерской Петра Фоменко» Кирилл Пирогов.
На выставке будут представлены экспонаты из фондов Музея М.А. Булгакова, редкие вещи из Музея МХАТ, которые не часто покидают его стены, оригинальные документы из Пушкинского дома в Санкт-Петербурге и из частных собраний внучатого племянника Конского Владимира Бровкина и актёра Станислава Садальского, ученика Григория Конского.
Когда: 30 августа — 13 ноября 2022 года.
Где: В новом пространстве Музея М.А. Булгакова на Большой Пироговской, 35а