Работал над ключевыми зданиями Москвы конца 1930-х
Одним из первых талант Евгения Вучетича оценил архитектор Владимир Щуко. Молодой скульптор работал на строительстве Ростовского драмтеатра, который возводили по проекту Щуко и Владимира Гельфрейха. Увидев работы Вучетича, автор Мацестинского виадука и Большого Каменного моста в столице коротко сказал: «Немедленно, сейчас же, вам надлежит ехать в Москву». После переезда молодой скульптор работал на крупнейших городских проектах. В их числе — Библиотека им. Ленина, Гостиница «Москва» и Дворец Советов.
Спаситель Микеланджело
Евгений Вучетич жил через четыреста лет после великого итальянского скульптора, но непостижимым образом Микеланджело влиял на его поступки и творчество. Став студентом Академии художеств в Ленинграде, Вучетич однажды увидел, как во двор выбрасывают гипсовые слепки с работ Микеланджело и Шубина. И возмутился: то, чему должны учить, наоборот, уничтожают. Но преподаватели только усмехнулись такому консерватизму: не нравится — не учись. Так и вышло: будущий автор «Родины-матери» покинул Академию.
Военный художник
В 1941-м Евгений Вучетич ушел добровольцем на фронт. После Битвы за Москву служил во 2-й ударной армии, был прикомандирован художником в газету «Отвага». Номера выходили каждый день, но никаких возможностей для их иллюстрации не было. Тогда скульптор нашел решение проблемы: раздобыл кусок линолеума и на нем набросал рисунок — с тех пор на страницах газеты «Отвага» появились гравюры.
Рабочий, колхозница и Клим Ворошилов
Хитом Всемирной выставки в Париже в 1937 году стал павильон СССР. Во Францию приехали не только скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Комбайн «Сталинец», фильм «Чапаев», проект стоквартирного дома в Новосибирске архитектора Андрея Крячкова, огромная «Карта индустриализации», выложенная рубинами и бриллиантами — эти достижения молодой советской страны получили Гран-при. А в числе обладателей Золотых медалей оказался Евгений Вучетич: в Париже показывали его скульптуры «Клим Ворошилов на коне» и «Партизанка».
Автор Железного Феликса
Больше тридцати лет на Лубянской площади стоял памятник Феликсу Дзержинскому работы Вучетича. В августе 1991-го монумент демонтировали и вывезли на пустырь около здания Третьяковской галереи на Крымском Валу. Через год на этом месте появился парк «Музеон» — многочисленные памятники советского времени стали его постоянными обитателями. Среди них есть еще одна работа Вучетича — копия скульптуры «Перекуем мечи на орала».
Символ мира
Кстати, одним из первых произведений в арт-коллекции ООН стала именно эта скульптура — СССР передал ее США в знак дружбы. Пахаря, который ударами тяжелого молота переделывает оружие в плуг, Евгений Вучетич лепил с олимпийского чемпиона по вольной борьбе Бориса Гуревича. Есть еще несколько копий этой работы: одна находится в Усть-Каменогорске, а другая — в Волгограде.
Березы в Трептов-парке
После Потсдамской конференции Ворошилов приказал Евгению Вучетичу подготовить проект памятника Сталину, который планировали поставить в Берлине. Но скульптор всегда предлагал несколько вариантов, на этот раз это был макет памятника советскому солдату с ребенком на руках. Прототипом образа стал старший сержант Николай Масалов, в ходе уличных боев в Берлине с риском для жизни спасший маленькую немецкую девочку.
Официально проект памятника Воину-освободителю в Берлине в Трептов-парке был утвержден Военным советом в 1946 году, но его открытие затянулось на три года.
Когда монумент был почти закончен, Вучетича вызывали к Сталину, который сказал: «Не хватает одной важной вещи, товарищ скульптор. Рядом с памятником советскому солдату должны стоять русские березы». Так и появились плакучие березы из-под Смоленска в берлинском Трептов-парке.
Самый высокий памятник в мире
Двадцать с лишним лет скульптура «Родина-мать» на Мамаевом кургане считалась самым высоким монументом в мире. Два года Евгений Вучетич работал над ее образом, еще восемь лет в Волгограде шла стройка. Эта работа во многом оказалась экспериментальной: невероятных размеров памятник — его высота составляет 85 метров без постамента — выполнен из предварительно напряженного железобетона. «Родина-мать» стала первым советским монументом из этого материала. При этом она держится на земле только за счет своего веса — внутри полой скульптуры натянуты канаты, которые поддерживают каркас. Что интересно, все инженерные расчеты делал автор Останкинской башни Николай Никитин.
Привет из прошлого
В 2014 году в Центральном павильоне ВДНХ разбирали фальшконструкции. Все шло, как обычно, пока из-под досок не показались фигуры — оказалось, что под ними скрывался горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Огромная многофигурная композиция из покрашенного под бронзу гипса появилась в неудачное время. Сначала с нее убрали профили Сталина, Маркса и Энгельса (остался только Ленин), потом вместо советского герба добавили младенца, держащего в руке голубя, а в конце 1960-х ее вообще замаскировали как устаревшую. В 1990-е стены павильона закрыли фанерой и до середины «нулевых» горельеф был скрыт от глаз публики.
Его реставрация заняла два года и обошлась в 46 с лишним млн. рублей: в 2016-м посетители главного павильона ВДНХ снова увидели триумфальное шествие советского народа. Правда, как пишут очевидцы, несмотря на вложенные в реставрационные работы средства, к настоящему времени горельеф вновь пришел практически в исходное плачевное состояние: краска на фигурах облупилась, а сами они покрыты толстым слоем пыли.
«ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ»
В Тимирязевском районе Москвы, недалеко от одноименной академии и парка, есть одно заповедное место — деревянные дома в частном секторе, настоящий дачный поселок среди шумного мегаполиса, ЖСК «Соломенная сторожка». Там, на одной из тихих улочек есть одно место, куда водят экскурсии местные краеведы. За одним из заборов можно увидеть гигантскую голову Ленина, а рядом — не менее масштабную голову «Родины-матери», да-да, той самой, с Мамаева кургана. Это макеты из гипса, которые скульптор содавал в процессе работы над монументами, и находятся они на территории его дома и мастерской. Сейчас здесь живут его наследники — вдова и внук со своей семьей, — которые сохранили его работы в том виде, в каком они были при жизни скульптора. Правда голову «Родины-матери» пришлось одеть в строительные леса: со временем гипс стал осыпаться.
На территории частного дома-музея стоят макеты и других известных работ художника, в том числе те, кто так никогда и не были реализованы. Если повезет, можно застать дома внука скульптора, и он проведет экскурсию по саду. Но проще сходить на выставку «Сопротивление материала» в Старом английском дворе парка «Зарядье». В рамках «Московской музейной недели» в понедельник третьей недели месяца вход в Старый Английский двор бесплатный.