Второго октября в Екатеринбурге открывается Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этом году темой биеннале стала «Время обнимать и уклоняться от объятий». Приглашенные художники будут рассуждать на тему того, как пандемия повлияла на жизнь человека и на его взаимодействие с внешним миром. Уральская биеннале — это не только выставки, но и публичная программа, арт-резиденции, и арт-индустриальные маршруты. ELLE DECORATION побывали на одном из них и выяснили, что современное искусство в Свердловской области чувствует себя крайне комфортно.
Однодневный маршрут «Екатеринбург — Нижний Тагил — Черноисточинск охватывает сразу 3 выставки и одну весьма примечательную инсталляцию. Начинается он в Нижнем Тагиле — 300-тысячном городе, который одинаково известен
Кураторы Уральской биеннале решили обратиться к неиндустриальной части истории города и создали масштабную выставку «Тагильская школа. Художники и явления», которая рассказывает все этапы в истории тагильского искусства с 1960-х годов до современности. Куратор выставки Александр Закиров попытался выстроить диалог между художниками так называемой «старой» и «новой» школы. Работы авторов разных поколений соседствуют друг с другом, подкрепленные неожиданными цитатами из их интервью. На выставке «Тагильская школа. Художники и явления» в кластере «Samoro.doc» вы можете увидеть картины идейного вдохновителя многих местных современных арт-деятелей Алексея Константинова, Виталия и Анны Черепановой и еще 42 художников из Нижнего Тагила.
Вторая выставка в Нижнем Тагиле рассказывает удивительную историю русского эмигранта из этого города, который оказался в Японии и стал там одним из самых известных бейсболистов страны. Важно отметить, что выставка «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином» художника-резидента Икуру Куваджима — это не дословный пересказ биографии реального человека, а фантазия автора на тему того, как выглядело бы возвращение Виктора Старфина в Нижний Тагил (после отъезда на родину он так и не возвращался). Помимо размышлений Икуру Куваджимы, проект имел и практическую пользу. На родину своего отца приезжала живущая в Америке дочь Виктора Старфина. В городе начал развиваться бейсбол (здесь построили полноценное бейсбольное поле).
Следующим пунктом маршрута Уральской индустриальной биеннале стал поселок Черноисточинск. Здесь еще с 1726 года работал один из старейших металлургических заводов, основанных самим Акинфием Демидовым. В Черноисточинске жил в арт-резиденции художник из Санкт-Петербурга Вадим Кондаков. На выставке «Рудный период. Оксиды» в бывшем заводском помещении можно увидеть работы Вадима — оттиски стальных пластин на бумаге. Под воздействием влаги сталь оставляла слои оксидной пленки на поверхности. Так получались выразительные разводы. Особое внимание заслуживает инсталляция Вадима Кондакова в русле небольшой реки в поселке. Она представляет из себя черный шар из цельного куска металла, закрепленный в каркасе из металлических трубок, отдаленно напоминающих телевизионные антенны. Лаконичный металлический объект выделяется на фоне окружающей природы. Она, к слову, поражает своей красотой, навевая мысли скорее о русском севере, чем об Урале.
Три выставки маршрута 6-й уральской индустриальной биеннале будут доступны для посетителей до 10 октября. В начале октября маршрут будет проведен повторно. Следите за информацией на