Что общего у дизайнера, который спользует последние технические новинки для создания скульптурных объектов, того, кто ищет вдохновение в архитектуре полуразрушенного замка ХVII на западе Франции и пары изобретателей, которые намерены произвести революцию в бытовой технике? Ответ — все они восходящие звезды французского дизайна, лауреаты премии Rising Talent Awards январской сессии Maison & Objet 2020. После Италии, Ливана, Китая и США (каждый год представители выставки предлагают сфокусироваться на одной из стран), на выставке будут показаны работы пяти талантливых дизайнеров и одного творческого дуэта из Франции.
«В этом году мы отмечаем 25-летие выставки, и это прекрасная возможность вернуться к корням и представить нашие молодые таланты, — объясняет Филипп Брокар (Philippe Brocart), управляющий директор SAFI, организующей Maison & Objet, — Не многие страны могут похвастаться таким богатым культурным наследием в области дизайна и декоративных искусств, как Франция, традициями, которые сегодня продолжает молодое поколение».
От Жан-Мишеля Франка и Жозефа Дирана до Шарлотты Перриан и Индии Мадави — история дизайна всегда находилась под влиянием французских талантов. Сегодня молодые дизайнеры продолжают эту тенденцию, и пусть их работы могут быть очень разными эстетически, они часто несут в себе схожую философию. «Сейчас во Франции два главных тренда, — добавляет директор школы Camondo Рене-Жак Майер (René-Jacques Mayer). — Первый заключается в тесном взаимодействии дизайнеров и ремесленников, они хотят ассоциировать себя не с индустриальным дизайном, а с лимитированными, созданными в ручную объектами. Второй — это то, что дизайнеры не хотят больше просто создавать стулья, они хотят заниматься социальными проектами. Решать проблемы, вот как они видят свою задачу».
В жюри конкурса молодых талантов вошли шесть престижных экспертов в области дизайна. Среди них — Пьер Шарпен (Pierre Charpin), дизайнер года по версии Maison & Objet 2017, Гийом Узе (Guillaume Houzé), президент Fondation Lafayette Anticipations, Дидье Кржентовски (Didier Krzentowski), сооснователь Galerie kreo, Рене-Жак Майер (René-Jacques Mayer), директор школы Camondo, Франсуаза Санс (Françoise Seince), историк искусства и директор Ateliers de Paris, и Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch), один из ведущих интерьерных дизайнеров Франции.
Адриан Гарсиа (Adrien Garcia)
Пьер Йованович описывает Адриана Гарсиа (Adrien Garcia) просто — «мечтатель». Гарсия живет и работает между Парижем и замком XVII века недалеко от Нанта на западе Франции, который стал для него главным источником вдохновения. «Его пустота, разрушенные пространства нужны мне, чтобы представить новые творения», — заявляет он. Так произошло, например, со скамьей из дуба, в основу которой легла модель XV века, которую он нашел в часовне неподалеку.
Гарсия родился в 1990 году, учился в парижском ENSCI Les Ateliers и в Берлинском художественном университете, а затем пять лет занимался проектами во французском дизайн-бюро. В настоящее время он работает над собственной коллекцией мебели в «строгом, скульптурном» стиле, частично вдохновленной ленд-артом и творчеством таких художников, как Энди Голдзуорти (Andy Goldsworthy), он предпочитает точно сбалансированные пропорции и благородные материалы, такие как дерево и сталь.
Адриан тесно сотрудничает с французскими ремесленниками, а свою цель видит в том, чтобы производить предметы, которые захочется передать будущим поколениям. «Адриан ищет новые решения, создает многофункциональные объекты, — отмечает Йованович. — И в то же время он стремится к строгим линиям и простым формам. Мне очень нравится это сочетание изобилия и строгости».
Жюли Ришо (Julie Richoz)
Жюли Ришо (Julie Richoz), франко-швейцарский дизайнер, наверное, наиболее известна из всех номинантов премии. Получив гран-при на фестивале дизайна на вилле Noailles в 2012 году, уже через год она основала свою студию и начала сотрудничество с престижными галереями по обе стороны Ла-Манша, такими как kreo в Париже и Libby Sellers в Лондоне. Также дизайнер создает объекты для ведущих производителей Европы, среди проектов — уличная мебель для Tectona, настольный органайзер Fierzo для Alessi и светильник Cité для Louis Poulsen.
Ришо любит работать с изогнутыми формами и цветным стеклом. «Одна из самых красивых вещей в стекле — то, как свет проходит сквозь него», — уверена дизайнер. Ей одинаково легко дается работа с самыми разными проектами, что подтверждает недавний эксперимент с погружением в мир текстиля и его результат — ковер Binairе из рафии для Manufacture de Cogolin.
Лорелин Гайо (Laureline Galliot)
Лорелин Гайо (Laureline Galliot) называет себя «дизайнером и художником» и использует использует новые технологии для создания объектов, в которых главная роль отведена цвету. «Она использует совершенно новый подход, это эстетика, с которой я столкнулся впервые», — утверждает Рене-Жак Майер. «Я хочу перевернуть представление о том, что цвет — это лишь завершающий штрих, для меня это основной материал», — объясняет сама Гайо. Она работает над проектами, рисуя пальцами на iPad или используя технологии виртуальной реальности, которые первоначально были разработаны для мультипликаторов.
Гайо училась танцам и колористике, прежде чем поступить на отделение предметного дизайна в ENSCI Les Ateliers. Ее работы, как и картины фовистов и немецких экспрессионистов, которые повлияли на ее творчество, — экспрессивные, яркие, выразительные. Такие, как например, керамика из коллекции Contour et masse и ковер Tufty, созданный для Nodus. Четыре ее работы уже находятся в собрании французского дизайна в Национальном центре пластических искусств в Париже.
Матье Пейруле Гилини (Mathieu Peyroulet Ghilini)
Один из главных вопросов, которые волнуют дизайнера Матье Пейруле Гилини (Mathieu Peyroulet Ghilini) — почему объект имеет именно такую, а не иную форму. Этому концепту посвящена его серия Sophistication, в которую вошли четыре объекта. «Все они разные эстетически, но созданы одним человеком».
Пейрулет Гилини предпочитает простые геометрические формы, и старается ни в чем не повторяться, а также активно использует рисунки как способ избежать ограничений промышленного производства. Его работы уже были выставлены в Центре Помпиду в Париже и Французском институте в Кельне.
Natacha & Sacha
«Мы хоти перенести дизайн в те области, которые сегодня остаются в тени» — говорит Наташа Путу (Natacha Poutoux) из дизайнерского дуэта Natacha & Sacha. Она и ее коллега Саша Уркад (Sacha Hourcade) работают над переосмыслением бытовых приборов, которые мы используем ежедневно, тех вещей, которыми обычно занимаются инженеры, но не дизайнеры. Они стараются не использовать пластик и интегрировать другие материалы в свои произведения. Так, например, увлажнитель воздуха, выполненный частично из стекла, в их руках превращается в скульптурную вазу.
Наташа и Саша вместе учились в ENSCI Les Ateliers в Париже. Сегодня они разрабатывают новую систему отопления. Два экологичных решения, к которым они пришли, заключаются в использовании радиаторов из огнеупорного кирпича на рейке и специальной ткани, расшитой теплопроводящими нитями. Их можно использовать для согревания небольшого пространства, а не всей комнаты. Эта система потребляет в 16 раз меньше энергии, чем традиционные аналоги.
Венди Андрю (Wendy Andreu)
В центре внимания Венди Андрю (Wendy Andreu) — исследование материалов. «Мне нравится вес, текстура и запах вещей», — говорит она. Андрю родилась в 1990 году возле Пау на юго-западе Франции, получила образование в Ecole Boulle в Париже, а затем продолжила обучение в Академии дизайна в Эйндховене. Именно там она начала разрабатывать Regen («дождь» в переводе с голландского), серию объектов, сделанных из инновационного материала из хлопковых волокон и латекса, обернутого вокруг стальных форм. Полученная водонепроницаемая ткань принесла ей Премию Дороти Уосман в области текстильного дизайна в Нью-Йорке в 2017 году.
Дизайнер изначально использовала материал для создания сумок и плащей, но позже начала делать из него кресла-подушки. Производство одного предмета может занимать до 300 часов, и все же этот процесс остается любимой часть работы для Андрю. «Я не стараюсь спрятать дефекты или довести предмет до совершенства, — говорит дизайнер, — иначе он будет выглядеть искусственно». «За простотой формы и материала стоит долгий процесс работы» — отмечает Гийом Узе, выдвинувший Андрю на премию.