Как известно, Лувр перестал быть королевским дворцом еще в XVII веке — в 1682 году «король-солнце» Людовик XIV перенес свою резиденцию в Версаль. Но сейчас, три века спустя, его интерьеры вновь изумляют роскошью, достойной монархов: в 2014 году после девяти лет масштабной реконструкции в музее открылись 33 зала декоративно-прикладного искусства. Перемены назрели давно — эта часть экспозиции не обновлялась с 1960-х годов. Залы посвящены французскому интерьеру XVII–XVIII веков. Впрочем, французы отмеряют историю своего искусства не веками, а Людовиками, и предпочитают называть обновленный раздел музея «От Людовика XIV до Великой французской революции».
Реконструкцией руководили архитектор Мишель Гуталь (Michel Goutal) и знаменитый декоратор Жак Гарсиа (Jacques Garcia) — обладатель всех возможных профессиональных регалий включая орден Почетного легиона, признанный специалист по историческим интерьерам. Масштабный проект, обошедшийся в 26 миллионов евро, осуществлен исключительно на средства частных спонсоров — главным из них стал часовой бренд Breguet, а изготовленные по историческим образцам ткани для оформления залов предоставила компания Pierre Frey.
Экспозиция делится на три части. Первая охватывает 1660–1725 годы (правление Людовика XIV и период Регентства), эпоху стиля барокко. Вторая — 1725–1755 годы (Людовик XV), расцвет рококо. И, наконец, 1755–1790 годы — это Людовик XVI, чье имя во французской традиции стало синонимом термина «неоклассицизм».
Самая интересная часть экспозиции — залы, оформленные в популярном формате, который во Франции по неизвестной причине называют английским термином period rooms. Это комнаты, декорированные в стиле той или иной эпохи, зачастую — интерьеры, целиком перенесенные из исторических зданий и бережно воссозданные на новом месте.
Комнаты обставлены мебелью и аксессуарами, принадлежащими королям, их придворным и фавориткам
Таким образом, у зрителей есть возможность «побывать» в салонах парижских аристократических особняков и даже в парадных залах уже не существующих королевских дворцов Тюильри и Сен-Клу. Перед тем как предать их огню, революционное правительство предусмотрительно распорядилось вынести оттуда всю мебель и ценности.
У большинства из 2000 экспонатов самое безупречное аристократическое происхождение. Эти вещи принадлежали королям, членам их семей, приближенным и фавориткам. Можно наглядно проследить, чем вкус, к примеру, мадам Дюбарри отличался от предпочтений ее предшественницы мадам Помпадур — отличный повод задуматься о роли личности в истории.
«Эволюция вкуса для Франции — главная движущая сила, — замечает Жак Гарсиа. — Она ни на секунду не останавливается. Следовать моде для нас не значит просто нанимать новых мастеров и приобретать последние новинки. Мы постоянно пересматриваем свои собственные вкусы под влиянием новых тенденций». Любимый декоратор сильных мира сего знает, о чем говорит, — в этом отношении со времен Людовиков во Франции изменилось не так уж много.
В экспозиции представлены произведения лучших французских мебельщиков, чьи имена уже стали нарицательными: Андре-Шарля Булля, Жан-Франсуа Обена, Жан-Анри Ризенера и других. Более того, в обновленных залах нашлось место для живописных потолочных панно, в прошлом украшавших интерьеры аристократических дворцов. Другие отделы музея «поделились» с новым департаментом произведениями соответствующей эпохи — скульптурами, эстампами и картинами. Так, знаменитый портрет Людовика XIV кисти Гиацинта Риго занял почетное место в обновленном зале Государственного совета.
С «историческими» комнатами соседствуют традиционные музейные залы с витринами, в них разместилась масса раритетов — от севрского фарфора до серебряной посуды с королевского стола. Обновленная экспозиция представлена на втором этаже северного и частично — западного крыла Лувра. www.louvre.fr