Мультимедиа Арт Музей в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны (Lucio Fontana) представил первую в Москве ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства. Более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музеев и частных коллекций, позволяют проследить эволюцию творческого пути художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине.
«Я родился в Росарио, провинция Санта-Фе, на берегу реки Парана. Мой отец был прекрасным скульптором, каким хотел стать и я. А мог бы стать и прекрасным живописцем, как дед, но понял, что все эти художественные обозначения меня не устраивают: я ощущал себя художником пространства, и никак иначе»
«Разрезы» и «Дыры» — наверное, самые известные серии Фонтаны. К этой технике художник обратился впервые в 1958 году и продолжал работать до конца своей жизни. В серии картин, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания», разрезы стали кульминацией его духовных поисков и пластическим выражение его веры в бесконечность.
Его творчество — это не просто огромный набор инновационных приемов, это размышление об окружающем нас безграничном универсуме и о том месте, которое в нем занимает человек, а также рефлексия над тем, что есть глубинный смысл понятия «свобода». Дыры и разрезы на работах Лучо Фонтаны стали для художника выходом в новое, бесконечное измерение.
«Проделать в холсте дыру было для меня радикальным способом преодолеть пространство картины. Тем самым я говорил: после такого мы вольны делать все, что захотим»
Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста, в сороковые годы Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, и прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее эмоционально близким самому художнику. Среди работ этого периода на выставке представлены четыре скульптуры и двенадцать керамических распятий.
Еще одно направление творческих поисков Фонтаны — работа со светом. Уже в 1949 году в миланской галерее Навильо он представил первую работу из серии «Пространственные среды». Эта выставка по сути стала одной из первых тотальных инсталляций, где Фонтана применил флуоресцентные краски, проступающие в «черном» свете. Свет, который Фонтана открыл в своих дырах и прорезях, здесь становится главным выразительным элементом.
В последнем, и возможно, наиболее продуктивном периоде своего творчества, Лучо Фонтана создает два новых цикла, работы из которых также представлены выставке. Это «Кванты» 1959–1960 годов, представляющие собой многоугольные фрагменты холста, которые могут быть расположены в пространстве в произвольных сочетаниях, а также цикл «Маленькие театры», датированный 1964–1966 годами. В нем художник соединяет живописные и скульптурные элементы, создавая новое многослойное пространство.
В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, возможности дополненной реальности, появление нейронных сетей, все это заставляет заново осмыслить мир вокруг. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития, и знакомство с работами Фонтаны дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.
Где: Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
Когда: до 23 февраля 2020