С 7 декабря 2018 года по 10 марта 2019 года в Государственном Эрмитаже проходит монографическая выставка «Пьеро делла Франческа». Впервые в Россию привезли произведения одного из самых выдающихся мастеров XV столетия из собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании. Многие работы российский зритель никогда не видел (они находятся в «не туристических» местах Италии: Урбино, Ареццо, Борго Сан Саполькро).
Пьеро делла Франческа (1412 (?) — 1492) родом из небольшого итальянского селения Бого Сан Сеполькро. Работал в разных городах Италии — Флоренции, Ферраре, Римини, Риме, Урбино, Перудже, но всегда возвращался в родные края: в Борго Сан Сеполькро или в Ареццо, в провинции которого располагался этот городок.
Вершина монументальной живописи Пьеро и, шире, всего кватроченто — цикл фресок «История Истинного Креста», написанных мастером в церкви святого Франциска, Ареццо, между 1458 и 1466 годами. На выставке демонстрируется фильм, посвященный созданию этого шедевра, подготовленный итальянскими документалистами.
Пьеро делла Франческа известен и как выдающийся портретист. Главным его заказчиком был Федерико да Монтефельтро, правитель Урбино. Одна из самых знаменитых работ художника — так называемый «Урбинский диптих»: двойной портрет Федерико и его супруги с аллегорическими сценами триумфов герцогской четы на обратной стороне досок. Его привезли в Россию из галереи Уффици, Флоренция. Еще одно выдающееся произведение — портрет мальчика, на котором запечатлен сын Федерико да Монтефельтро, Гвидобальдо. Этот портрет хранится в музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Живопись Пьеро отражает главный принцип Ренессанса: человек, исполненный красоты и достоинства, — венец творения, центр гармоничной вселенной. Бесспорный шедевр Пьеро — «Мадонна Сенигалия» (Национальная галерея Марке, Урбино), написанная в поздний период творчества художника, — подлинная квинтэссенция творчества художника. В ней особенно отчетливо отразились главные принципы его искусства: математическое восприятие форм, выверенная пропорциональность в соотношении фигур, предметов, пространства, высокая степень обобщения, последовательное решение проблемы освещения.
Куратор выставки — Татьяна Кирилловна Кустодиева
Когда: 7 декабря 2018 — 10 марта 2019
Где: Государственный Эрмитаж, Главный музейный комплекс, Пикетный зал.
Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34, www.hermitagemuseum.org