Кадр из фильма «Воспоминания о море».
«Страсть на Земле», режиссер Майкл Ла Пойнт (США)
Тема романтической неверности служит неиссякаемым источником для драматургов и сценаристов игрового кино, но очень редко становится предметом исследования документальных и тем более научно-популярных фильмов. Тем не менее американский режиссер Майкл ЛаПойнт в «Страсти на Земле» берет образцы адюльтера и внимательно изучает их под микроскопом.
Десятки героев из 40 стран мира честно рассказывают о том, каково это изменять или быть обманутым близким человеком. ЛаПойнт пытается не только понять, что движет этими людьми и что они испытывают — стыд и вину или удовольствие — но и приводит массу статистических о социальном и экономическом статусе изменников. Режиссер пытается разобраться, как религиозность, уровень дохода, образование и социальный уклад влияют на количество измен в том или ином обществе, и в итоге приходит к весьма неожиданным выводам.
Кадр из фильма «Страсть на земле».
«Ты же девочка», режиссер Настя Тарасова (Россия)
Более классическое по форме документальное кино представляет собой фильм Насти Тарасовой, вошедший во внеконкурсную программу фестиваля «Женщина в исламе». Съемочная группа отправилась в маленький город в Карачаево-Черкесии, где уже несколько лет существует «Адыг» — совершенно исключительная по местным меркам детская футбольная команда «Адыг», состоящая из девочек, которым приходится не только оправдывать ожидания строгого тренера и бороться с соперниками на поле, но и сражаться с социальными предупреждениями о роли женщин в традиционном обществе. Это глубинное, внутреннее сражение только обостряется, когда «Адыг» становится участником «Кожаного мяча» — легендарного футбольного турнира для детей.
Другой фильм Тарасовой «Территория привязанности», посвященный добровольцам, заботящимся о популяциях вымирающих видов, угодил в национальную программу конкурса.
Кадр из фильма «Ты же девочка».
«Как Иван Пигарев сон изучал», режиссер Юлия Киселева (Россия)
Первая в подборке документальная биография откроет «Мир знаний». Ученого Ивана Пигарева влекла тайна сна точно, как и его знаменитого прапрадеда поэта Федора Тютчева, написавшего когда-то «над хаосом звуков носился мой сон, болезненно-яркий, волшебно-немой». Правда Пигарев изучал его с вполне научной точки зрения и в итоге пришел к висцеральной теории, утверждающей, что мозг человека во время сна с обработки внешней информации переходит на проверку работы внутренних органов.
Рассказывая о научной деятельности Пигарева и даже реконструируя некоторые его опыты, режиссер Юлия Киселева не забывает и о личной стороне жизни ученого — человека теплого, энергичного и удивительно деятельного, любившего не только науку, но и спорт.
Кадр из фильма «Как Иван Пигарев сон изучал».
Альманах «День открытых дверей» (Россия)
А теперь кое-что совсем другое. Юлия Киселева не только поставила «Ивана Пигарева», но и возглавила вместе с продюсером Лилией Сабировой «Лабораторию научного кино 2.0» — совместный проект химического факультета МГУ и «Сколтеха». Их целью было по-новому взглянуть на форму и содержание документального кино, провести подлинный научно-кинематографический эксперимент.
Из 363 поступивших сценарных заявок Киселева и Сабирова отобрали семь лучших, вошедших в итоговый киноальманах «День открытых дверей» (ими стали работы режиссеров Ксении Казазаевой, Ольги Домовцевой, Полины Свеженцевой, Артура Сухонина, Дениса Данилова, Константина Землянского, Александры Шишовой).
При всем их стилистическом и жанровом разнообразии короткие метры объединяет тема — нетривиальное решение глобальных экологических проблем. Можно ли свет или борщевик превратить в источник альтернативной энергии? Может ли специально выведенный вид мухи спасти человечество от голода? Киноальманах ответит на этот и многие другие вопросы.
Кадр из фильма «День открытых дверей».
«Тихая эпидемия», режиссеры Уинслоу Крейн-Мердок и Линдси Киз (США)
Ни один уважающий себя кинофестиваль документального кино не может обойтись без хотя бы одного фильма о болезни или хвори, о которой широкий зритель едва ли слышал. В случае с хронической болезнью Лайма, препарируемой в «Тихой эпидемии» из международной программы конкурса «Мира знаний», общественное незнание оправдано тем, что официальные организации в сфере здравоохранения признают только «обычную» болезнь Лайма, для победы над которой достаточно пройти курс антибиотиков в течении нескольких недель. Однако создатели фильма представляют другую точку зрения на болезнь, набирающую популярность с каждым годом и породившую целое общественное движение. По их мнению, к слову обоснованному научными (и не только) данными, у около 10-20% пациентов, у которых была диагностирована болезнь Лайма, после прохождения лечения наблюдаются симптомы этого заболевания — от постоянной усталости и боли в суставах до более серьезных неврологических проблемах. Режиссеры «Тихой эпидемии» Уинслоу Крейн-Мердок и Линдси Киз указывают на то, что вместо того, чтобы совершенствовать методы диагностики хронического типа болезни, медицинские организации списывают симптомы на психосоматику, перемещая акцент с объективных физиологических процессов на субъективные психические. Позиция, которая никак не способна помочь десяткам тысяч страдающих без объяснения причин людям.
Кадр из фильма «Тихая эпидемия».