«Страсть на Земле», режиссер Майкл Ла Пойнт (США)
Тема романтической неверности служит неиссякаемым источником для драматургов и сценаристов игрового кино, но очень редко становится предметом исследования документальных и тем более научно-популярных фильмов. Тем не менее американский режиссер Майкл ЛаПойнт в «Страсти на Земле» берет образцы адюльтера и внимательно изучает их под микроскопом.
Десятки героев из 40 стран мира честно рассказывают о том, каково это изменять или быть обманутым близким человеком. ЛаПойнт пытается не только понять, что движет этими людьми и что они испытывают — стыд и вину или удовольствие — но и приводит массу статистических о социальном и экономическом статусе изменников. Режиссер пытается разобраться, как религиозность, уровень дохода, образование и социальный уклад влияют на количество измен в том или ином обществе, и в итоге приходит к весьма неожиданным выводам.
«Ты же девочка», режиссер Настя Тарасова (Россия)
Более классическое по форме документальное кино представляет собой фильм Насти Тарасовой, вошедший во внеконкурсную программу фестиваля «Женщина в исламе». Съемочная группа отправилась в маленький город в Карачаево-Черкесии, где уже несколько лет существует «Адыг» — совершенно исключительная по местным меркам детская футбольная команда «Адыг», состоящая из девочек, которым приходится не только оправдывать ожидания строгого тренера и бороться с соперниками на поле, но и сражаться с социальными предупреждениями о роли женщин в традиционном обществе. Это глубинное, внутреннее сражение только обостряется, когда «Адыг» становится участником «Кожаного мяча» — легендарного футбольного турнира для детей.
Другой фильм Тарасовой «Территория привязанности», посвященный добровольцам, заботящимся о популяциях вымирающих видов, угодил в национальную программу конкурса.
«Как Иван Пигарев сон изучал», режиссер Юлия Киселева (Россия)
Первая в подборке документальная биография откроет «Мир знаний». Ученого Ивана Пигарева влекла тайна сна точно, как и его знаменитого прапрадеда поэта Федора Тютчева, написавшего когда-то «над хаосом звуков носился мой сон, болезненно-яркий, волшебно-немой». Правда Пигарев изучал его с вполне научной точки зрения и в итоге пришел к висцеральной теории, утверждающей, что мозг человека во время сна с обработки внешней информации переходит на проверку работы внутренних органов.
Рассказывая о научной деятельности Пигарева и даже реконструируя некоторые его опыты, режиссер Юлия Киселева не забывает и о личной стороне жизни ученого — человека теплого, энергичного и удивительно деятельного, любившего не только науку, но и спорт.
Альманах «День открытых дверей» (Россия)
А теперь кое-что совсем другое. Юлия Киселева не только поставила «Ивана Пигарева», но и возглавила вместе с продюсером Лилией Сабировой «Лабораторию научного кино 2.0» — совместный проект химического факультета МГУ и «Сколтеха». Их целью было по-новому взглянуть на форму и содержание документального кино, провести подлинный научно-кинематографический эксперимент.
Из 363 поступивших сценарных заявок Киселева и Сабирова отобрали семь лучших, вошедших в итоговый киноальманах «День открытых дверей» (ими стали работы режиссеров Ксении Казазаевой, Ольги Домовцевой, Полины Свеженцевой, Артура Сухонина, Дениса Данилова, Константина Землянского, Александры Шишовой).
При всем их стилистическом и жанровом разнообразии короткие метры объединяет тема — нетривиальное решение глобальных экологических проблем. Можно ли свет или борщевик превратить в источник альтернативной энергии? Может ли специально выведенный вид мухи спасти человечество от голода? Киноальманах ответит на этот и многие другие вопросы.
«Тихая эпидемия», режиссеры Уинслоу Крейн-Мердок и Линдси Киз (США)
Ни один уважающий себя кинофестиваль документального кино не может обойтись без хотя бы одного фильма о болезни или хвори, о которой широкий зритель едва ли слышал. В случае с хронической болезнью Лайма, препарируемой в «Тихой эпидемии» из международной программы конкурса «Мира знаний», общественное незнание оправдано тем, что официальные организации в сфере здравоохранения признают только «обычную» болезнь Лайма, для победы над которой достаточно пройти курс антибиотиков в течении нескольких недель. Однако создатели фильма представляют другую точку зрения на болезнь, набирающую популярность с каждым годом и породившую целое общественное движение. По их мнению, к слову обоснованному научными (и не только) данными, у около 10-20% пациентов, у которых была диагностирована болезнь Лайма, после прохождения лечения наблюдаются симптомы этого заболевания — от постоянной усталости и боли в суставах до более серьезных неврологических проблемах. Режиссеры «Тихой эпидемии» Уинслоу Крейн-Мердок и Линдси Киз указывают на то, что вместо того, чтобы совершенствовать методы диагностики хронического типа болезни, медицинские организации списывают симптомы на психосоматику, перемещая акцент с объективных физиологических процессов на субъективные психические. Позиция, которая никак не способна помочь десяткам тысяч страдающих без объяснения причин людям.