Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой в музее-заповеднике «Царицыно»
Наталья Полторацкая. Слева: «Облако». Шамот, ангобы, глазури. 2018. Справа: «Крыши». Шамот, глазури, ангобы. 2020.
Фото
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно».

Петров и Полторацкая познакомились в конце 1960-х. Выпускники Строгановки, они оказались в одной творческой группе. До этого Наталья занималась графикой, а Владимир — керамикой. Совместная работа началась позднее, когда художникам стали поступать заказы на оформление общественных пространств. Придумывать, как украсить колонны в ЗАГСе, как создать масштабное панно или большую скульптурную группу, подготовить эскизы, провести встречу с заказчиками, успеть съездить на фарфоровый завод — все это намного проще было делать вдвоем, чем в одиночку. Вместе художники оформили многие интерьеры общественных мест в Москве — например, библиотеку ВАСХНИЛ, гостиницу «Измайлово» и Институт стоматологии.

Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой в музее-заповеднике «Царицыно»
Наталья Полторацкая, «Ранняя поземка» (часть диптиха). Шамот, фаянс, ангобы, глазури. 2018.
Фото
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно».

Выставку-посвящение, на которой можно увидеть более 200 работ, собрала дочь художников — керамист и куратор Татьяна Пунанс. В экспозиции — крупные пространственные объекты, керамические пласты, графические листы, живопись и медали из бронзы и фарфора, в том числе из коллекции музея и частных собраний.

Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой в музее-заповеднике «Царицыно»
Наталья Полторацкая, «Крыши». Шамот, глазури, ангобы, 2020.
Фото
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно».

По задумке куратора, у выставки несколько акцентов. Но главный состоит в том, что Владимир Петров и Наталья Полторацкая — это творческая пара. Обычно женщина жертвует собой, своим талантом и профессией, если понимает, что рядом с ней значительная величина и большой художник. «Но у родителей все было иначе, — говорит Татьяна Пунанс. — Понятно, что мама, как художник, несравнимо меньше работала, потому что много внимания уделяла семье и дому. Но с папой у них всегда были партнерские отношения, и в совместной работе ее голос играл важную роль».

Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой в музее-заповеднике «Царицыно»
Фото
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно».

У каждого — свой набор любимых тем. Например, у Петрова одна из таких тем — это преодоление. И на выставке, к примеру, можно увидеть серию под названием «Загнанный волк», которая отчасти посвящена 1990-м годам, когда положение художников-прикладников осложнилось на фоне закрытия творческих комбинатов и заводов, и одновременно одной конкретной собаке, доберману-пинчеру по кличке Кутя, прожившей в семье художников более десяти лет.

Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой в музее-заповеднике «Царицыно»
Владимир Петров. Работа из серии «Загнанный волк».
Фото
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно».

У Натальи Полторацкой — это керамические пласты, особый жанр в искусстве, в котором работали немногие советские керамисты. На выставке будет более 30 пластов Полторацкой, и их, как считает куратор, нужно как будто «листать», просматривая один за другим.

Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой в музее-заповеднике «Царицыно»
Фото
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно».

Когда: 9 августа — 6 ноября 2022

Где: Музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец. Дольская ул. 1, с. 6.