14 января в Кельне открылась первая дизайнерская выставка этого года imm Cologne 2019, которая все так же не очень популярна среди российских дизайнеров. Французы и итальянцы сумели окружить iSaloni и Maison&Objet атмосферой праздника, на которую со всего мира слетаются дизайнеры всех мастей. В Кельне же царит сугубо рабочая атмосфера — никаких фейерверков и ярких дизайнерских вечеринок. И со стороны может показаться, что и сама выставка столь же аскетична, строга и скучна. Но это далеко не так.
На imm Cologne приезжают ведущие мировые бренды со всей Европы, демонстрируя свои новинки и ту концепцию дизайна, что считают актуальной на ближайшие годы. Здесь в единой перспективе павильона можно увидеть итальянский Arflex, испанский GAN и голландский Pode, не противопоставляя, а представляя эти бренды в возможных сочетаниях. Только Кельн дает возможность увидеть полноценный срез всего европейского рынка. Даже итальянцы, которые берегут премьеры до апреля, выглядят тут совсем иначе, чем на iSaloni, и бывает, что замечаешь то, что упустил в прошлом году в Милане. Но рассказать в первую очередь хочется не о них.
На мой взгляд ярче всех в рамках кельнской выставки выступила французская фабрика Ligne Roset — и по количеству премьер и по общей атмосфере стенда. Радует, что этот культовый бренд не останавливается на достигнутом и продолжает удивлять. Почти все диваны и кресла от новинок последних лет и до классики от Мишеля Дюкароя (Michel Ducaroy) и Пьера Полена (Pierre Paulin) получили расширенный ряд новых обивок. Особенно интересно стал смотреться диван Ploum от Ронана и Эрвана Буруллеков (Ronan & Erwan Bouroullec).
Концепцию «глобальной мягкой зоны» отлично отразил в своем диване Prado для Lignе Rosеt немецкий дизайнер Кристиан Вернер (Christian Werner). Этот модельный диван не имеет стационарных спинок и подлокотников, их можно свободно двигать и расставлять в той конфигурации, что захочешь. При этом такие подушки дают очень хорошую опору для спины и при нехватке места их можно поставить на ковер, тем самым разместив всех гостей. Prado идеален для неформального общения, легко меняется и при этом остаётся очень удобным.
Еще очень хочется отметить глобальную работу, что сделал Себастьян Херкнер (Sebastian Herkner) для австрийского бренда Wittmann. Благодаря ручному мануфактурному производству и качеству материалов мебель Wittmann — это то, что можно передавать по наследству. И проектировать для этого бренда большая ответственность, ведь предметы должны соответствовать не ежеминутной моде, а быть тем, что мы называем timeless design.
И тут Херкнер в очередной раз подтвердил свой статус дизайнера года по версии Maison&Objet — предметы из его коллекции Miles одинаково эффективно бы смотрелись в интерьерах Венского Сецессиона и в современных трендовых апартаментах или бутик отелях. Особенно мне понравилась серия столиков с основанием из отдельных металлических трубок, черных, латунных или отделанных кожей.
Потрясающе продуктивный Херкнер успевает работать с многими брендами — еще хочется отметить его работу для итальянцев Zanotta. Кофейные столики Echino с тонкой металлической столешницей и массивными ногами из цветного стекла первые обращали на себя внимание на стенде фабрики. В игре и масштабом, тектоникой и материалами чувствуется влияние неомемфиса и стиля 1970 — 1980-х гг. Видно, что дизайнер хорошо понимает специфику брендов, с которыми работает и способен не повторяться.
Один из моих любимых немецких брендов освещения, мебели и аксессуаров Pulpo представил в этом году целую серию предметов в коллаборации с тем же Херкнером, миланской студией NO Made и французским дизайнером Фереолем Бабеном (Ferreol Babin). Особенно интересна скульптурная настольная лампа Magma от Фереоля, с плафоном из итальянского выдувного стекла и основанием из керамики. Мне очень понравилось, как дизайнер сыграл с фактурой лавы, из которой будто рождается светящийся пузырь матового стекла.
Немецкий бренд мягкой мебели Cor классически разрушает миф о строгости и аскетичности немецкой мебели. В этом году они представили серию мягкой мебели с гнущейся спинкой Avalanche от миланской дизайн-студии Metrica и стул-конструктор Alvo от немцев Jehs+Laub, предусматривающий просто бесконечные возможности кастомизации.
Отдельно хочется отметить цветовое и декоративное решение стенда фабрики. Пудренные и терракотовые тона, кирпичи и керамические скульптуры вкупе с мягкой мебелью фабрики создавали очень приятную атмосферу жилого пространства, от куда не хотелось уходить.
Почетные участники imm Cologne австралийцы Кэйт и Джоэл Боой (Kate and Joel Booy) из Studio Truly Truly, которые в этом году удостоились чести создать интерьрную инсталляцию Das Haus, представили новую коллекцию напольных ламп для международного австралийского бренда Rakumba. По сути светильник представляет из себя набор элементов, которые можно миксовать в любых комбинациях. Таким образом по сути покупатель может стать соавтором с дизайнерами-авторами светильников.
Закончить хочется стендом голландского дизайнера Пита Хайн Эйка (Piet Hein Eek), в работах которого границы между серийным и коллекционным дизайном стираются. Почти все предметы Хайн Эйка исполнены из вторсырья или фанеры. При этом мусором они совсем не смотрятся и не теряют свою функцию. В этом году дизайнер представил диван из палатки, а также складной стол из фанеры, с отпечатанными на ней фрагментами живописи.
Текст: Виктор Дембовский, историк искусства и дизайна, преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS)