Мода, искусство и дизайн в наше время тесно связаны друг с другом. Тренды, прозвучавшие в фэшн-коллекциях, приходят потом в мир интерьеров, а известные кутюрье и художники зачастую разрабатывают свои авторские мебельные коллекции. Не стала исключением и компания ИКЕА, которая запускает ряд коллабораций с известными фэшн-дизайнерами и художниками.
«Моду часто воспринимают как нечто поверхностное, мимолетное. Я считаю, что это неправильно и даже абсурдно, — говорит Хенрик Мост, креативный директор ИКЕА Швеция. — Все мы, включая ИКЕА, многому учимся у фэшн-дизайнеров и у фэшн-индустрии. У мира моды действительно есть свои „антенны“: они принимают информацию о том, что происходит вокруг нас, а затем транслируют ее в то, что мы носим. Они мгновенно реагируют на события. Оттуда актуальные тренды затем распространяются в другие сферы общества, включая интерьеры».
В настоящее время ИКЕА готовится к запуску три совместных проекта с фэшн-дизайнерами, которые появятся на рынке в ближайшие несколько лет. Первая коллекция называется GILTIG и разработана восходящей звездой британской молодежной моды Кэти Ири.
«Одна из причин, по которой мы выбрали Кэти, помимо ее запоминающегося визуального языка и эффектных принтов, — ее глубокие знания в области цифровой печати, создающей яркие, реалистичные рисунки, — говорит Хенрик Мост. — ИКЕА только начинает осваивать возможности цифровой печати, и нам еще многому предстоит научиться. Сотрудничество с фэшн-дизайнерами, которые хорошо владеют данной техникой, нам в этом поможет».
Для Кэти это первый опыт создания коллеции для дома. «Дом для меня — это место, куда приятно приходить, и где ты чувствуешь себя реально комфортно. Это не склад кичевых вещей, но вещей, которые отражают и дополняют твою индивидуальность. Для меня заглянуть кому-то в гости — все равно что заглянуть кому-то в мозг». В коллецию вошли ткани, декоративные подушки, абажуры, а также предметы для кухни — посуда, подносы, хозяйственные сумки, кухонные фартуки.
Вторая коллекция, которая появится в наших магазинах уже в следующем году, создана одним из патриархов бельгийской независимой моды, основателем знаменитой антверпернской школы Antwerp 6 Вальтером ван Бейрендонком и называется GLÖDANDE. Он принес в копилку ИКЕА свой авангардный стиль и неординарное чувство юмора, придумав целую историю с вымышленными персонажами.
"Никогда не знаешь, что Вальтер сделает в следующий раз. Эта его непредсказуемость в сочетании с рисунками, цветом, принтами делает его настоящим мастером своего дела, а его коллекции всегда предлагают большую пищу для размышлений, – говорит креативный директор ИКЕА Швеция Хенрик Мост".
За каждой коллекцией Вальтера ван Бейрендонка стоит своя история, которая рождается в виде скетчей в его записной книжке, а уже потом воплощается в тканях или одежде. Главные герои GLÖDANDE — Вандермуи, каждый из которых имеет собственный характер и внешность. Они живут в заоблачном мире, где нет ни печалей, ни горестей. Но Солнце и Луна плачут, видя земные невзгоды, и их слезы пробивают в облаках огромные дыры. Поэтому Вандермуйчикам приходится сообща решать людские проблемы, принося на землю мир, любовь и радость.
«Мы не знаем, кто будет покупать эту коллекцию, — продолжает Хенрик Мост. — Но надеемся, что это будут люди, интересующиеся авангардной модой и не боящиеся выражать себя и нарушать условности — те, кто в душе своей остаются тинейджерами».
Третья коллекция называется SVÄRTAN (что в переводе со шведского означает «чернота») и создана ИКЕА совместно со шведским дизайнером, стилистом и художником Мартином Бергстрёмом. В нее вошло постельное белье, обои, ковры, керамические вазы, стекло и объекты из металла — все выполнено в строгой монохромной гамме, где использованы лишь черный, белый цвет и оттенки серого. Источником вдохновения для Мартина служила Индия и ее традиционные ремесленные и художественные техники.
«Всякий раз когда на Западе говорят об индийском дизайне, представляют себе нечто пестрое, броское, блестящее, с обилием золота, — рассказывает главный дизайнер ИКЕА Маркус Энгман, — Но существует другой, чистый и современный образ Индии, который мы хотели бы передать с помощью коллекции SVÄRTAN».
Чтобы помочь Мартину понять, каким должен быть этот образ, ИКЕА организовала в Индии творческие мастерские с участием студентов Национального института фэшн-технологий Нью-Дели. В течение нескольких дней участники должны были искать интересные узоры и фактуры на стенах, земле, старых колодцах, а затем на их основе создавать рисунки, используя разные техники — как традиционные, так и инновационные (кляксы, плетение и даже прожигание в бумаге дыр).
«В Индии любая штука имеет оригинальную структуру или патину, — рассказывает дизайнер. — Нет ничего гладкого или отполированного, и ты никогда не знаешь, современная перед тобой вещь, или ей триста лет. Меня это очень вдохновляло».
Задачей проекта было найти золотую середину между природным и абстрактным, обнаружить поэзию в обыденных вещах и представить современный взгляд на индийское дизайнерское наследие. «За время наших штудий мы нарисовали более двух тысяч эскизов, хотя в итоге в коллекцию вошло около пятнадцати рисунков. Мы могли бы завернуть всю ИКЕЮ в наши ткани», — смеется Мартин.
Все предметы из этой коллекции были изготовлены в Индии с использованием традиционных техник и натуральных материалов. Так, например, обои и постеры были выпущены на фабрике, которая занимается производством изделий из бумаги уже более трехсот лет!
Современная фэшн-индустрия тесно связана с уличной модой и уличным искусством, откуда неизменно черпает вдохновение. ИКЕА – компания, которая четко чувствует "дух времени" и способна быстро реагировать на новые тренды. Весной 2015 года она представила лимитированную арт-коллекцию, которую разработали для нее уличные художники. 12 мастеров стрит-арта из разных стран мира специально для ИКЕА создали 12 постеров.
"Мы верим в то, что искусство должно быть доступно абсолютно всем. Стрит-арт – это в первую очередь свобода самовыражения, свобода творчества. Ты можешь просто сесть на велосипед и оказаться в самых неожиданных местах города. Это самая демократичная форма искусства, которая существует на сегодняшних день. И ИКЕА стремится к тому, чтобы развиваться не только в направлении демократичного дизайна, но и демократичного искусства", – заявил креативный директор ИКЕА Швеция Хенрик Мост.
«Стрит-арт всегда был аутсайдером в мире искусства. Он связан с музыкой, граффити, субкультурой и никак не ассоциируется с художниками, закончившими специальные училища. У уличных художников другие корни. ИКЕА выбрала стрит-арт, поскольку нам близок его бунтарский дух, и нам тоже нравится быть такими дружелюбными бунтарями», — продолжает Хенрик Мост.
Чтобы каждый постер получился уникальным, в его индивидуализацию было вложено немало труда. ИКЕА сделала все возможное, чтобы эти изделия стали настоящими произведениями искусства — от выбора различного типа бумаги до использования разных лаковых покрытий, эффектов 3D и флуорисцентных красок, позволяющих светиться в темноте.
В отличие от совместных коллекций с фэшн-дизайнерами, которые только готовятся к выпуску, постеры ИКЕА АРТ-ПРОЕКТ уже можно приобрести у нас: с мая 2015 года они продаются во всех магазинах ИКЕА в России. www.ikea.ru