Сухарева башня
Не ледовую копию, а неповторимый оригинал начали строить по указу Петра I в конце семнадцатого столетия. По задумке императора, башня должна была украсить своей роскошью и монументальностью въезд в город. Возводить ее начали в 1692 году на пересечении исторически сложившегося оборонительного пояса Москвы и дороги в Троице-Сергиеву лавру.
Сначала были возведены первый и второй ярусы: проездные ворота и две палаты с сенями. Над ними в центре кровли была сооружена башня с часами и по углам четыре остроконечные башенки. Открытая краснокирпичная кладка с пышным белокаменным декором — все в духе московского барокко, которое часто называют нарышкинским.
Затем был надстроен третий ярус, а также венчавшая сооружение башня — она стала более вытянутой наподобие голландских ратуш. Так Сухарева башня стала крупнейшей гражданской постройкой Москвы XVII века. За двухсотлетнюю историю была здесь и обсерватория, и школа, и водокачка, и музей, однако ничего не спасло башню от сноса в 1934 году.
Увидеть, какой была Сухарева башня пару столетий назад можно с помощью архивных фотографий и линогравюр Ивана Павлова, которые также представлены на выставке во дворе Музея Москвы.
Спасские ворота Китай-города
В XVI веке иноземные набеги не были редкостью, так что городу требовалась надежная защита. Проверенным способом были построенные на совесть крепостные стены. Одна из них в 1538 году появилась вокруг восточной стены Кремля и центральных улиц рядом с ней. Китайгородская стена была творением архитектора итальянского происхождения Петрока Малого, специализирующегося на земляных крепостях.
Со временем стена утратила свои защитные функции (это произошло уже в XVIII веке) и превратилась в обычную часть городского ландшафта, который она украшала вплоть до 1934 года. У стены было несколько ворот, в том числе Спасские ворота, названные так по находившейся рядом одноименной часовне. Выходили они на Москву-реку, так что их также звали Водяными или Москворецкими. В 1813 году ворота разобрали: кирпичи и камень использовали для восстановления стен Кремля после нашествия армии Наполеона.
Всехсвятский каменный мост
Всехсвятский каменный мост был построен в 1692 году при Петре I. Своим названием он обязан расположенным напротив Всехсвятским воротам Белого города. Бюджет под строительство был выделен столь внушительный, что у москвичей даже появилась соответствующая поговорка, дошедшая до наших дней: «Дороже Каменного моста!» По свидетельству историка Ивана Снегирева, мост считался «одною из столичных диковинок, наравне с колокольней Ивана Великого, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».
К середине XIX века за мостом закрепилось современное название — Большой каменный. В 1859 году он был заменен новым, металлическим, с чугунными фермами, но на каменных опорах.
Алексеевская башня
В 1586 году настало время еще одной большой стройки: в Москве приступили к возведению новых оборонительных укреплений вокруг Белого города. Главнокомандующим по появлению десятикилометровых кирпичных стен на белокаменном основании, построенных в начале 1590-х годов, был назначен зодчий Федор Конь, чьи постройки ценились за инженерную продуманность в стиле итальянского Ренессанса.
Алексеевская башня, ставшая одной из 28 башен крепостной стены, располагалась в месте впадения ручья Черторыя в Москву-реку, на современной территории храма Христа Спасителя. Согласно исторической реконструкции Аполлинария Васнецова, башня была увенчана семью шатрами — отсюда ее второе название Семиверхая. Разобрали башню в середине XVIII века, так как она сильно обветшала.
Крестовские водонапорные башни
Эти две башни в стиле краснокирпичной эклектики появились в Москве в 1892 году при реконструкции Мытищинского водопровода. Устроены башни замысловато: в верхнем ярусе находились резервуары, в пяти нижних — жилые и служебные помещения, а вот соединены между собой они были ажурным мостиком. С 1896 по 1913 год в одной из башен работал Музей московского городского хозяйства (сегодня — Музей Москвы).
Башни были разобраны в 1939 году при строительстве Ярославского шоссе. Спроектировал их социальный архитектор Максим Геппенер, долгие годы по заказу городской управы строивший училища, приюты и богадельни. Самая известная его постройка до сих пор стоит на том же месте — пожарно-полицейская часть в Сокольниках.
Когда: до 12 февраля 2023
Где: Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2