ELLE DECORATION: Первая ярмарка Cosmoscow открылась в 2010 году. И ни один кризис не поколебал ваше желание продолжать. В чем заключается ваша сила?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Проект развивается постепенно, следуя внутренней логике. Залог нашего успеха — в стабильности. И сегодня уже 8-й выпуск ярмарки. В свое время мы начали проводить аукцион Off white, сделав его самостоятельным и ожидаемым событием, открыли Клуб коллекционеров. Важным продолжением нашей некоммерческой деятельности стало создание Фонда Cosmoscow, который в этом году запустил еще несколько программ для поддержки российских художников.
Как ярмарка Cosmoscow адаптируется к новым вызовам, поставленным пандемией?
Мы стремимся оставаться платформой, формирующей инфраструктуру для диалога и сотрудничества ведущих российских и зарубежных галерей, художников и коллекционеров. В этом году мы не сможем пригласить в Москву всех, кто планировал присоединиться. Но мы обеспечим возможность онлайн-присутствия и обсудим аспекты выживания рыночной и художественной среды в новой реальности.
Что нового ожидает зрителей в этом году?
На Cosmoscow 2020 мы покажем несколько новых художественных проектов, многие из которых стали возможны благодаря поддержке наших постоянных партнеров, и их участие важно для нас как никогда. Посетители увидят новую работу «Художника года» Павла Отдельнова и специальный стенд, представляющий медиаархив Музея современного искусства «Гараж», который стал «Музеем года» Cosmoscow. А по результатам конкурса «Турбулентность» для поддержки российских художников, который провел наш программный партнер Creative Cultural Agency, мы покажем проекты-победители, осмысляющие новую «постковидную» реальность.
Как эволюционирует ярмарка Cosmoscow?
Внешние факторы, безусловно, влияют на наши планы, но мы верим в то, что культура важна и существует в моменте. В период карантина мы запустили платформу ТЕО by Cosmoscow по продаже и продвижению российского искусства онлайн и готовимся представить ее на международном арт-рынке. Сформировавшийся запрос на молодое искусство способствовал запуску ярмарки-сателлита blazar, организованной совместно с онлайн-галереей Sample и агентством Anna Dyulgerova Communication.
Почему ярмарки остаются наиболее актуальным форматом представления искусства?
Несмотря на обилие событий в арт-мире, ярмарки остаются важным и эффективным инструментом для галеристов, обеспечивающим встречи с новыми зрителями, покупателями и коллекционерами. А для посетителей это возможность погрузиться в художественную обстановку, увидеть в одном месте много хорошего искусства.
Возможен ли уход выставок и, глобальнее, рынка искусства и самого искусства в онлайн?
Не думаю, что уход сферы искусства целиком в онлайн-формат возможен, так как здесь важно непосредственное восприятие, возможность «прикоснуться». Но события текущей весны не могли пройти незаметно для арт-мира. Множество проектов, включая международные ярмарки, такие как Frieze NY, Art Basel, NADA, прошли онлайн. И коллекционеры оценили этот формат, он принес новый опыт: возможность более спокойно и систематизированно изучить предложения галерей, бóльшую ценовую прозрачность. Многие музеи и галереи реализовали прорывные технологичные проекты. Уже понятно, что эта тенденция сохранится и в будущем, параллельно с возвращением к офлайн-мероприятиям, по которым все любители искусства, безусловно, скучают. www.cosmoscow.com
Когда: 10 — 13 сентября 2020
Где: Москва, Гостиный двор, ул.Ильинка 4 (подъезд №4)