Современное бразильское искусство — плод яркого, талантливого воображения, напоминающий страну Вообразилию из знаменитого детского стихотворения. После Второй мировой войны в Бразилии собралась отличная компания архитекторов и дизайнеров, вдохновленных ведущими художественными идеями своего времени. В результате «уголок» Латинской Америки, о котором речь, превратился в один из мировых центров модернизма. Начавшееся здесь бурное развитие архитектуры и дизайна требовало площадки для широкого творческого высказывания, и такая площадка появилась.
В 1986 году две подруги, бразильянки Иоланда Фигейреду (Yolanda Figueiredo) и Анжелика Руэда (Angelica Rueda), посетив архитектурно-дизайнерскую выставку в аргентинской столице Буэнос-Айрес, решили устроить нечто подобное у себя на родине. Спустя год они открыли в Сан-Паулу выставку, получившую название Casacor — «Дом цвета» или «Цветной дом». Теперь она ежегодно проводится в нескольких городах Бразилии, а также в Перу, Боливии, Парагвае, США (Майами) и во Франции.
Каждый участник должен оформить павильон — дом, квартиру, студию, комнату, кафе, бар, спа-салон, магазин, даже общественный туалет — или часть сада, и все это за полтора-два месяца. Столько же длится и выставка в конкретном городе, а после ее закрытия интерьеры целиком, отдельные предметы вроде мебели и ландшафтные композиции отправляются покупателям. Не остается непроданным ничего: Casacor пользуется невероятным успехом.
Сердцем этого большого, полифонического, охватывающего разные точки на карте действа остается масштабная выставка в «Жокей-клубе» Сан-Паулу. Ее экспонаты, предложенные вниманию публики в этом году, убеждают, что дизайн окончательно перестал быть видом прикладного искусства, перейдя в ранг искусства высокого и демонстрируя необычные, дерзкие художественные решения, которые диктуют свои правила, задают тон и воспитывают вкус.
Урок фантазии
В основе современной архитектуры и дизайна лежат не «мода», «тренд», «мейнстрим», а необычность и разнообразие художественных приемов и технических средств. Как говорил один из основоположников бразильского модернизма, Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer), «удивление — ключ к искусству». Выставка Casacor удивляет и карнавалом красок, и изящным минимализмом, и всей палитрой абстрактного искусства, и брутальной простотой, и деревенской идиллией, и сдержанной роскошью, и постмодернисткой игрой с предметами.
Урок смелости
Всякий предмет зазвучит в любом контексте, если художнику хочется поместить его в определенное окружение: чутье творческого человека — всё. Такой месседж прочитывается в интерьере Наоми Абэ (Naomi Abe) под названием Living do Colecionador («Жизнь коллекционера»), где взгляд посетителя притягивает скульптура мальчика, стоящего перед зеркалом. В Casa do Fauno («Дом Фавна») Лео Шехтмана (Léo Shehtman) также присутствуют арт-объекты, которые он смело вписывает в интерьерное убранство, что присуще многим бразильским дизайнерам.
Урок простоты
Лаконичность художественного «высказывания» часто производит больший эффект, нежели подробный «рассказ», тем более в эпоху соцсетей, что хорошо видно на примере таких объектов, как Casa Dendê Duratex Нильду Жозе (Nildo José).
Урок сложности
Интерьеры, представленные на Casacor, — сложносочиненные, как в художественном, так и в техническом смысле. Они оснащены всем необходимым для современной комфортной жизни, например, сантехникой Deca, конечно, не только «умной», но и красивой. Павильон, где она представлена, выполнен по проекту архитектора Рикарду Беллу Диаса (Ricardo Bello Dias) в форме инопланетного космического корабля.
Урок диалога
Два разных предмета или несколько насыщенных цветов, будучи удачно соединенными, ярче проявляют себя и вызывают ощущение гармонии. К примеру, Lounge dos Aromas Mels Brushes («Салон-магазин ароматов Mels Brushes») Шэрон Флитер (Sharon Fliter).
Урок мудрости
Природа — не дополнение к сделанному человеком. Деревья, травы, цветы — полноправные участники в создании архитектурных и интерьерных образов, о чем напоминают «Веранда в Палм-Спрингc» Жана де Жюста (Jean de Just), Galpão do Arquiteto («Сарай архитектора») Маурисиу Кейроса (Maurício Queiroz) или Bar do Relógio («Бар с часами») Марселу Диниза (Marcelo Diniz). Участники Сasacor активно используют природные материалы, в частности разные породы древесины, которой богата Бразилия. Отходы, оставшиеся после демонтажа экспозиции, пойдут в безопасную переработку, причем каждый желающий может понаблюдать за этим процессом.
Урок открытости
Символом нынешней выставки в Сан-Паулу стал Jardim do Espaço Lite («Сад пространства Lite») — его за сорок дней выстроил архитектор и дизайнер Дуда Порту (Duda Porto). Дом с прозрачными стенами, который легко собирается и устанавливается на новом месте, утверждает ведущую идею сегодняшнего дня о том, что современный человек открыт и мобилен, а его жилище — своего рода мир без границ.
Мысль об отсутствии в искусстве рамок и форматов, о свободе человека выражать себя, о его праве на красивую и комфортную жизнь и сделала Casacor точкой притяжения для дизайнеров из разных стран. Выставка в Сан-Паулу закончилась, но продолжаются или скоро откроются экспозиции в других городах Бразилии и за ее пределами. Те открытия, которые еще ждут посетителей Casacor, трудно вообразить.
Материал подготовила: Ирина Кравченко, искусствовед