Растущий рынок племенного искусства вызывает все больший интерес новых покупателей, и арт-ярмарка BRAFA, известная среди коллекционеров сильнейшим разделом этнографики, тому наглядное свидетельство. В этом году десять высококлассных галерей представили в Брюсселе искусство Африки и Океании. Посещение ярмарки и тщательный осмотр экспонатов позволяют выделить общие стилистические особенности предметов и научиться определять, какому племени принадлежат артефакты, а общение с галеристами помогает узнать, какое место они занимают на рынке.
90% всех коллекционных объектов, когда-то принадлежащих племенам, имели ритуальные функции. В Африке и Океании изготавливали маски, фигуры, церемониальные жезлы и архитектурные элементы (в основном из дерева).
Знакомство с Tribal art на ярмарке в Брюсселе лучше начинать со стенда галереи Didier Claes, которая всегда показывает только эталонные предметы. Дидье Клас (Didier Сlaes) — один из самых уважаемых в профессиональной среде специалистов по африканскому искусству, а по совместительству вице-президент BRAFA. В этом году большинство произведений были проданы галереей уже в первые часы ужина для коллекционеров, накануне VIP-превью. Но во время ярмарки их все еще можно было увидеть — фигурки и маски народов Люба, Бауле, Дан, фетиши с гвоздями Нконди и навершия для реликвариев Кота высочайшего качества.
Почетное центральное место занимала маска-наголовник Чивара, с сохранившейся специальной шапочкой. Эта маска имеет черты самки антилопы — символа плодородия и достатка.
Впечатляющую коллекцию раннего искусства австралийцев представила галерея Seger Schoffel. Чуринга — плоские камни или дощечки с вырезанными на них священными знаками — предназначались для разного рода церемоний и являлись священными реликвиями аборигенов Центральной Австралии. Согласно их поверьям, эти предметы принадлежали далеким предкам мифической эпохи Сновидений.
Тематическая экспозиция, посвященная дикому, первозданному миру природы Западной Африки Wild Spirits, на стенде галереи Charles-Wesley Hourdé была представлена в диалоге с работами современного фотографа Фатуматы Диабате (Fatoumata Diabaté), демонстрирующими долговечность культурного наследия малийского общества. Группа зооморфных масок-шлемов в виде птиц, обезьян, буйволов и леопардов имеет ту же символику, что и работы фотографа, созданные столетием позже.
Галерея из Барселоны Montagut предлагала вниманию посетителей прекрасные образцы деревянной скульптуры народов Бамбара, Догон, Сонг, Луба, Дан. Особое внимание знатоков привлекал алтарь предков догонов.
Широкий спектр интересов галереи Schoffel-De Farby включает искусство Африки, Океании, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Из африканских артефактов на стенде можно было увидеть преимущественно изделия из Кот-д’Ивуара народов Агни, Бауле, Дан. Шедевр стенда — фигура матери с ребенком за спиной народности Агни.
Миланская галерея Dalton Somaré продемонстрировала африканскую скульптуру народов Сонг, Бауле, Догоны, Бембе. Жемчужина стенда — покрытая кожей маска-шлем племени Эджагхам.
Среди многообразия представленных галереей Grusenmeyer & Woliner предметов особо выделялась фигура предка Сингити. Подобные скульптуры размещали в храмах и домах в Конго как талисман. Сингити имеют очень характерный вид: прикрытые глаза и безмятежный вид. Помимо конголезского искусства галерея специализируется на декоративно-прикладном искусстве Юго-Восточной Азии Индии и Китая.
На стенде галереи Yann Ferrandin можно было найти предметы, которые наиболее популярны у большинства коллекционеров племенного искусства. Это всегда востребованные скульптуры и маски Бауле, маски Сенуфо с маленькими ножками под подбородком, рогами, крыльями и лапами зверей (пожалуй, самые узнаваемые), колоритные маски Гуро, которые сочетают в себе человеческие и животные черты, отражая симбиоз животного и духовного начала в человеке, столь любимые опытными коллекционерами абстрактные маски Дан и амулет народа Маори — нефритовое украшение Хей-Тики.
Галерея Pierre Dartevelle привезла в этом году в Брюссель высококлассные образцы африканской мебели и текстиля, статуэтки Люба, паспортные маски Лега, фетиши Сонг, фигурки близнецов Йоруба, гребни Чокве и скульптуру предков народа Бемба с характерными татуировками. Среди клиентов галереи — Лувр, музей Бранли, Институт Искусств Чикаго и музей Метрополитен.
Главный шедевр стенда галереи Adrian Schlag — голова из центра алтаря племени Лоби XVIII-го века. Подобные скульптуры держали в сакральных помещениях: они символизировали духов, призванных защищать от несчастий и помогать в предсказаниях. Семейный алтарь передавался от отца к сыну и чем больше в нем было фигур духов, тем выше считался социальный статус семьи. Из африканских артефактов на стенде галереи можно было найти также церемониальные ложки Дан, маски Бауле, фигуры Сенуфо, маски Гуро. Искусство Океании было представлено великолепными масками Татануа аборигенов провинции Новая Ирландия (Папуа–Новая Гвинея).