Рынок племенного африканского искусства существенно эволюционировал за последнее десятилетие и, несмотря на то что его доля в мировом арт-рынке составляет менее 1%, является сегодня самым оживленным сегментом. Поэтому неудивительно, что поклонники традиционного африканского искусства с нетерпением ждут брюссельскую ярмарку BRAFA: именно здесь все больше специалистов и арт-дилеров, специализирующихся на направлении tribal art, демонстрируют свои лучшие произведения.
Классическое африканское искусство — это искусство Западной и Центральной Африки. Восточная Африка является областью распространения ислама и здесь практически отсутствуют скульптура и живопись. Коллекционными считаются бытовые и ритуальные предметы, созданные африканцами до конца колонизационного периода. Чаще всего это объекты XIX — начала ХХ вв.
Коллекционеры африканского искусства часто интересуются также модернистскими и современными работами и наоборот: коллекционеры модернизма ищут для своих собраний африканские артефакты. Это, безусловно, очень гармоничный симбиоз — ведь уникальная визуальная культура Африки оказала ключевое влияние на становление модернизма.
Как это работает? Сегодня у коллекционеров считается особым шиком купить, скажем, картину Пикассо, а вместе с ней африканскую маску, которая будет напоминать эту работу. А еще лучше какой-нибудь артефакт непосредственно из личной коллекции художника, который, возможно, и послужил прототипом для этого шедевра. И это не обязательно маски: могут быть любые объекты или орнамент, причем не только африканский — художники-модернисты черпали вдохновение в самом разном этнографическом искусстве (индейцев, папусов, эскимосов), но в основном все же в африканском, потому что там очень экспрессивные образы.
В наше время существуют целые каталоги, в которых, к примеру, «Крик» Мунка стоит рядом с африканскими статуэтками. Благодаря активному раскручиванию этой связки «модернизм — tribal art» цены на племенное искусство растут. Коллекционеры модернизма весьма состоятельные люди (это очень дорогое искусство) готовые выложить любые деньги за нужный им африканский предмет. В результате маска, которая обычно на рынке стоит 60000 евро, может уйти на аукционе за 2 млн евро лишь потому, что кто-то решил, что она идеально подходит к его картине Пикассо или Мунка. Такие покупки в последнее время не редкость. Это сильно подогревает рынок и аукционы Sotheby’s и Christie’s это активно стимулируют: их специалисты разыскивают, какие произведения можно соединить таким образом с tribal art.
Все произведения африканского искусства, представленные на BRAFA, проверяются на качество, сохранность и аутентичность специальной комиссией. Из-за высокого количества подделок провенанс (происхождение и история предмета искусства) играет решающую роль. Его нетрудно проследить: существует специальный архив, в котором собрана информация обо всех известных предметах. Большинство из них происходит из старых европейских и американских коллекций, ведь в самой Африке их больше нет.
Общие контуры и формы, прически, скарификация (лицевые шрамы и насечки) и цвет изделий помогают точно установить их принадлежность к определенному племени.
Африканский tribal art традиционно занимает одну из ведущих позиций на арт рынке Бельгии: из десяти галерей, представляющих на выставке искусство племенных народов, шесть из Брюсселя.
Пробежимся по основным стендам. Практически на каждом можно встретить деревянную пластику Бауле и реликварии Мбулу-Нгулу Кота — эти объекты неизменно привлекают внимание начинающих коллекционеров.
Ритуальные предметы-чаши для хранения магических субстанций, доски для гаданий и предсказаний будущего и магические статуэтки из собрания галереи Serge Schoffel «Ориша народов Йоруба» (Нигерия) производят, пожалуй, самое сильное впечатление на посетителей ярмарки в этом году. Эту коллекцию из тридцати предметов владелец галереи собирал целых пять лет!
Галерея Didier Claes, владельцем которой является вице-президент BRAFA Дидье Клас (Didier Claes), — один из лучших специалистов в мире по африканскому искусству, — привезла на ярмарку коллекцию резных гребней для волос из Конго XIХ — нач. ХХ вв. Эти аксессуары — важный элемент африканской культуры украшения тела, полной символизма и скрытых смыслов, они помогали африканцам самовыражаться в прическе и создавать уникальные образы.
На стенде галереи Pierre Dartevelle можно увидеть редкую фигуру Теллем (Мали Нагорье Бандиагара) XVII века. Фигуры Теллем относятся к числу древнейших памятников африканской скульптуры. Статуэтки отличаются подчеркнуто обобщенными формами.
А барселонская галерея Guilhem Montagut представила интересную ассиметричную скульптуру Мумуе (Нигерия). Отличительной особенностью пластики Мумуе является непропорционально малые размеры ног и головы относительно тела.
Один из шедевров стенда галереи Yann Ferrandin — ритуальная маска племени Дан (Берег слоновой кости). Антропоморфные маски Дан отличаются большим разнообразием, но легко узнаваемы по заостренному книзу овалу лица, выпуклому лбу, носу правильной формы и четко очерченному приоткрытому рту.
Помимо галерей-ветеранов в ярмарке этого года принимают участие и молодые, но уже хорошо зарекомендовавшие себя на рынке арт-дилеры, такие как, например, Charles-Wesley Hourde и Martin Doustar.
Когда: 26 января — 3 февраля
Где: Брюссель, www.brafa.art