Сначала немного истории: слово паркет (parquet) французского происхождения и вначале означало небольшой парк, потом — участок зала для аудиенций, покрытый ковром. Когда в моду вошли «ковры» из наборного дерева, их стали называть так же.
Россия шла к паркету своим путем. Поскольку лесов у нас много, полы начиная с шестнадцатого века начали выстилать дубовыми клепками, выкладывая их «елочкой». Такой пол называли «косящатым». Когда Петр I вместе с другими западными изобретениями привез на родину благородный наборный паркет (и вывез из Европы бригаду краснодеревщиков), русские мастера быстро освоили новшество.
«Золотым веком» художественного паркета считается столетие с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века, в этом время были выполнены драгоценные наборные полы в Зимнем дворце и многих других дворцах, особняках и усадьбах двух русских столиц.
Во второй половине девятнадцатого века производство паркета поставили на поток. В 1890-е годы, когда в России началось бурное промышленное развитие, фабрики, изготавливавшие паркет, росли как грибы. Только в Петербурге их было три, а в Москве — восемь. В 1914 году паркет изготавливали уже 85 предприятий. После революции почти все они продолжали работать — только вместо частных стали государственными.
Когда в 1960-х годах началось массовое жилищное строительство, оказалось, что проще (и, главное, дешевле!) всего использовать мощности уже существующих фабрик — так в «хрущевках» появился не самый очевидный вариант напольного покрытия — паркет. Правда, заметно удешевленный и в плане материалов, и в плане укладки по сравнению с добротной дубовой «елочкой» сталинских домов. Со временем «паркетины» начинали вылетать, открывая под собой даже не листы фанеры или оргалита, а строительный мусор, на который клали паркет в «хрущевках».
Кстати, советские дизайнеры придумали еще более дешевый вариант укладки — так называемый щитовой паркет, который делали из отходов производства. На щиты из сосны примерно метр на метр наклеивали тонкие ламели из березы или из дуба. Их толщина была раза в три меньше, чем у традиционного дубового паркета, но владельцы новых квартир в пятиэтажках, в которые они переезжали, как правило, из бараков или коммуналок, таким паркетом гордились.
Настоящий, штучный паркет и в шестидесятые, и в семидесятые был признаком достатка и респектабельности, за его состоянием следили, покрывали лаком или бережно натирали до блеска мастикой. Появившийся на закате советской империи линолеум ни в какое сравнение с ним не шел.
В 1990-е годы некоторые владельцы «хрущевок» и «сталинок» поспешили избавиться от старого паркета, и напрасно. Во многих домах он хорошо сохранился и может служить своим хозяевам еще не один десяток лет. К счастью, есть люди, которые это понимают и относятся к такому паркету как к ценности, категорически отказываясь менять его на новый.
У вас есть вопросы по оформлению дома? Пишите на elledecor@hspub.ru или заполните специальную форму в конце материала. Самые интересные мы отправим дизайнерам и опубликуем ответ эксперта на сайте.