«Коломенское» уже не первый год сотрудничает с Британской высшей школой дизайна (БВШД), открывая для студентов и выпускников вуза свои архивы и фонды. Новая коллаборация появилась этой осенью. В ней приняли участие молодые дизайнеры Анна Лопаткина и Марина Харитонова, которые создали ювелирные украшения по мотивам предметов из собрания музея-заповедника.
Коллекция Анны получила название «Северные узоры», дизайнер вдохновлялась экспонатами, связанными с Русским Севером. Первым вошедшим в серию изделием стали серьги «Всадники». «В этнографическом фонде музея-заповедника собрана одна из лучших коллекций северных вышивок — последних артефактов дохристианской культуры. Вот, например, шитое красным полотенце XIX века: в центре — женская фигура, а по бокам — всадники. Такие трехчастные композиции известны с глубокой древности, их символическое значение — благо и защита. Всадники были прообразом русских былинных богатырей, и я подумала, что хорошо носить своих богатырей ближе к телу», — рассказала Анна Лопаткина.
Геометрическая форма и дизайн серег отсылает к старинным орнаментам, которые в металле выглядят практически как абстракция. Украшения выполнены из латуни и покрыти патиной. Со временем в коллекции появятся и другие «герои», отсылающие к культуре и традициям Русского Севера.
Коллекция Марины Харитоновой посвящена прялкам XIX века. «В качестве основы я выбрала очаровательную прялку-кошку из Костромской губернии. Раньше прялка была сакральным предметом, символом богини Макоши, что прядет полотно судьбы. Каждая украшалась резьбой с солярной символикой и, помимо практического, имела значение оберега. К слову, кошка также была одним из символов славянской богини-пряхи», — говорит дизайнер.
Украшения — серьги и подвески — повторяют форму прялки, хранящейся в фондах музея-заповедника, их украшает такой же геометрический узор. Изделия изготовлены из ювелирного сплава с серебрением или бронзированием.
Съемка украшений проходила в Усадьбе пасечника в Коломенском. Это современная реконструкция усадьбы рубежа XIX–XX вв., которая состоит из деревянного дома с хозяйственными постройками и приусадебного участка, где находится пасека. В постоянной экспозиции можно узнать об истории пчеловодства и жизни крестьянина-пасечника XIX–XX веков.