В наше непростое время, когда мир сотрясают политические и природные катаклизмы, очень важно каждому из нас иметь дом. Дом как крепость, как убежище, которое способно укрыть нас, дать тепло и свет в самые темные времена. Именно эту мысль заложил в свою необычную инсталляцию Shelter («убежище»), недавно появившуюся на заливе в центре Стокгольма, норвежский дизайнер Даниэль Рибаккен (Daniel Rybakken).
Она представляет собой простой навес из стали и алюминия, открытый ветрам и непогоде, и символизирует бедственное положение беженцев в разных частях мира и всех, кто оказался без дома. Под двускатной крышей, стоящей на стальных опорах над водой, скрыты светильники, которые в ночное время освещают «убежище» изнутри теплым светом.
«Я хотел создать контраст между укрытием под крышей и холодом воды, а затем объединить все это с ярким светом. Создать свет в самые темные времена. Дать символическую крышу над головой тем, кто лишился крова», — рассказывает дизайнер.
Инсталляция находится рядом с островом Шеппсхольмен, где глубина воды составляет всего 1-2 метров. Так что конструкция не дрейфует по заливу, а прочно стоит на дне. «Для меня было важно, чтобы объект не выглядел плавучим домом, а был неподвижным на фоне плавающих вокруг лодок», — подчеркивает дизайнер.
Павильон Shelter — один из проектов, созданных для Нобелевской недели света — зимнего фестиваля света в Стокгольме. Каждая из представленных на нем инсталляций посвящена какому-то одному лауреату Нобелевской премии мира прошлых лет. Этот проект создан в честь Фриитьофе Нансене, удостоенного премии в 1922 году после введения «Паспорта Нансена» — проездного документа для беженцев, признанного правительствами 52 стран.
«Некоторые произведения искусства бывает сложно интерпретировать, но не в этом случае, здесь все достаточно буквально», — говорит автор проекта Shelter.