Екатерина Агеева

Генеральный директор архитектурного бюро Archpoint

Личный сайт

Главная мебельная выставка года в Милане вернулась не просто с допандемийным размахом, а удивила свежими прочтениями коллекций и новинками. Первоначально нас, как и многих, волновали очевидные вопросы: как выставка будет выглядеть в этом году, в каком она будет составе, какого масштаба, какими будут стенды? А главное, поменяет ли характер или останется прежней выставкой, которую знало и чествовало все профессиональное сообщество, и на которой мы последний раз были до пандемии в 2019 году?

Ответ на месте сложился сразу: все, за что мы так любили Милан, сохранилось и где-то даже приумножилось. Во-первых, сам город традиционно превратился в праздник дизайна и мебели. Все дни были открыты шоурумы Living Divani, Flos, Occhio, Artemide, Missoni. Все работало допоздна, и в шоурумах по вечерам проходили любимые публикой мероприятия. Будто коронавирус и не разобщал никого эти два года.

Salone del Mobile: Перезагрузка — главные тренды миланской выставки 2022
Стенд Artemide на выставке Salone del Mobile.Milano 2022.
Фото
Диего Равьер/ Ханс Лукас

Во-вторых, выставка сохранила свой характер и статус. Другими словами, она предстала абсолютно полноценной. На площадке были представлены все павильоны и направления дизайна: от классических до современных. Кроме того, мы отметили большой Salone Satellite, где выставляли проекты молодых дизайнеров.

В-третьих, сохранился привычный формат организации выставки: были открыты бары, проходили пресс-конференции и так далее. В целом, на площадке было много людей, никакого негатива по отношению к нашим соотечественникам не было. Фабрики, которые работают с российскими дизайнерами, продолжили сотрудничество и подписывали их именами предметы. Стоит отметить, что среди публики в этом году преобладали вовлеченные люди, сократилось число тех, кто приходит просто ради тусовки, на стендах велась полноценная работа.

Были опасения, что два года пандемии могли стать ударом для фабрик. По пути на выставку все переживали: как производства смогли пережить это время? Прошла ли пара лет пандемии для них продуктивно или, наоборот, — наступил кризис, и новых идей не будет? К счастью эти страхи не воплотились. К тому же, по словам владельцев компаний, отработать выставку получилось максимально эффективно: за неделю распродали если не все, то очень многое.

И несмотря на разнообразие подходов и свежих идей, я расскажу о пяти трендах, которые в этом году объединили практически всех участников Salone del Mobile.Milano.

Salone del Mobile: Перезагрузка — главные тренды миланской выставки 2022
Стенд Minotti на Salone del Mobile.Milano 2022.
Фото
Salone del Mobile.Milano

1.  Вектор на собственный путь

Главный тренд, который читался у каждой фабрики — движение в сторону национальной самобытности и выбор собственного пути. Это коснулось всего — форм, цветов, материалов, сочетания текстур. Ко многим фабрикам вместе с простотой форм вернулась легкая нарядность, которой не было в 2019 году. Мебель стала несколько веселее и привлекательнее для широкого круга заказчиков. К примеру, выделялся стенд Giorgetti. Он всегда был довольно эффектным, и сейчас стал еще наряднее. Это произошло за счёт добавления непривычных цветовых комбинаций  — контрастного сочетания оттенков зеленого бархата с рыжей кожей. Giorgetti добавили в коллекции и необычные перекрученные ремни и плетения.

1/2

Стенд Giorgetti на выставке Salone del Mobile.Milano 2022.

Фото:
Salone del Mobile.Milano

Если говорить о «нарядных» материалах, можно отметить популярность плавленого стекла. Оно толстое, красивое и достаточно праздничное. Из него делали предметы и те фабрики, что традиционно специализируются на работе со стеклом — Fiam, Glas Italia, Gallotti&Radice и фабрики, в коллекциях которых есть отдельные предметы из стекла, например, столики. Так у фабрики Arketipo был очень красивый обеденный стол из плавленого стекла.

Salone del Mobile: Перезагрузка — главные тренды миланской выставки 2022
Стол Avalon со столешницей из плавленого стекла, диз. Мауро Липпарини для Arketipo.
Фото
Arketipo

Эталоном самобытности стали коллекции Baxter. Компания давно задает собственные тренды, сотрудничая с ведущими дизайнерами. В этот раз у Baxter был выражен африканский тренд — песчано-пустынные оттенки, терракотовые и желтые краски на фоне голубого, яркие росписи на стенах, дополненные спокойной мебелью. 

Не обошлось без узнаваемых узоров на сицилийскую тему от Dolce & Gabbana. Но они представили их не на выставке, а в шоуруме в городе.

1/3

Африканские мотивы на стенде Baxter.

Фото:
Baxter

2.  Главные цвета: зеленый и голубой

Вместо монохромных бежево-бело-серых сочетаний в коллекциях доминировали разнообразные палитры, акварельные и приглушенные цвета, изящно дополняющие друг друга. Основными цветами в коллекциях разных фабрик стали зеленый и голубой. Например, много зеленого было у Giorgetti, Flexform, Potocco и Minotti. Голубой активно использовали в своей мебели Baxter. Несколько лет назад такой всплеск голубого уже был на выставке. Но в этот раз он стал более явным и доминирующим.

Если говорить о палитре в целом, то самые яркие краски неожиданно использовали в своей Louis Vuitton коллекции Objets Nomades с серией предметов на тему отдыха и путешествий. Все они довольно спорные, не для каждодневного использования, но безусловно с «вау-эффектом».


3. Экосознательность

Сохранился и важнейший тренд последних лет — бережное отношение к окружающей природе. В этом году многие компании использовали переработанные материалы, задействуя все, что можно вторично использовать: пластиковые бутылки, кирпич, металл. Подобные предметы представили Moroso, Baxter, Punt, Kartel, GAN. В коллекциях особо подчеркивалось, что предметы или детали сделаны путем переработки.

1/3

Диван Chromodoro из коллекции Metamorphosis братьев Кампана и Паолы Ленти, сделанный из остатков текстильного проиводства

Фото:
Estudio Campana

4. Природные мотивы

В этом году дизайнеры шагнули дальше привычной зелени и дерева в интерьере. От общего формата комнат на стендах было ощущение вечерней террасы в тот момент, когда солнце уже клонится к закату, мягко подчеркивая окружающие краски. Я говорю об этом в самом комплиментарном ключе. Сохранились и природные перетекающие формы. Геометричность отошла на второй план, а на авансцене оказались округлые предметы. Насколько естественно выглядит галька на берегу, настолько естественно выглядят и формы новых скругленных диванов.

1/3

Диваны и пуфы со скругленными краями и с обивкой природных оттенков, стенд Baxter, Salone del Mobile. Milano 2022.

Фото:
Baxter

Были на выставке и новые природные текстуры, например, чуть брашированное и обожженное дерево. Baxter много работали с ясенем: были представлены  столы и журнальные столики, выполненные из этой древесины. Frigerio сделали обволакивающий кремовой атмосферой стенд, отсылающий к природной теме. Это удивило, поскольку фабрика больше известна более классическим стилем.

По непонятной для меня причине бешеную популярность приобрел кварцит Патагония. Впервые именно Baxter использовали его для изготовления стола несколько лет назад. Сейчас кварцит Патагония встречается почти во всех коллекциях самых разных фабрик. Например, IPE Cavalli представили из него кухню и даже предлагают использовать принт кварцита на посуде. Материал, безусловно, красивый, но слишком броский.

Salone del Mobile: Перезагрузка — главные тренды миланской выставки 2022
Стенд Baxter на Salone del Mobile. Milano 2022. На переднем плане обеденный стол со столешницей из кварцита Патагония.
Фото
Baxter

5. Новый уровень коллекций outdoor

Многие фабрики, которые раньше не увлекались концепцией outdoor, сделали масштабные уличные коллекции. Свои линейки расширили Poliform, Desalto, Flexform. Стенд последних вообще был разделен на равноценные зоны indoor и outdoor. При этом благодаря высокому качеству материалов предметы для улицы было сложно отличить от интерьерных. Дизайнеры задействовали и кожу, и ткани, похожие на интерьерные. А главное, что все это способно выдерживать погодные условия. Очевидно, что технологии производства шагнули вперед.