В мае на кампусе Vitrа начались первые работы по созданию сада по проекту голландского дизайнера и одного из самых модных садовников XXI века Пита Удольфа (Pit Oudolf). Растениям понадобится некоторое время, чтобы зацвести в полную силу, но уже через несколько месяцев посетители смогут увидеть первые результаты. Официальное торжественное открытие сада запланировано на июнь 2021 года, оно пройдет параллельно с арт-ярмаркой Art Basel.
75-летнего голландца Пита Удольфа принято считать одним из первых ландшафтных дизайнеров, кто в 1980-х бросил вызов устоявшимся правилам, находя традиционные сады слишком декоративными и требующими слишком больших усилий по поддержанию их в идеальном состоянии. Вместо этого он обратил свое внимание на многолетники, кустарники, травы и дикие растения, которые долгое время не считались достойным предметом для цветников, и предложил совершенно иной подход к формированию ландшафта.
Однако сам Удольф не считает себя революционером. «Я оставлю другим решать, какова моя роль. Некоторые считают меня всего лишь садовником», — говорит он. Садовником, которому, тем не менее, за последние десятилетия доверяли работу над самыми громкими проектами по всему миру, включая сад галереи Hauser & Wirth в Сомерсете, сад галереи Serpentine и сад, разбитый специально к 12-й Венецианской биеннале, а также Хай-Лайн на Манхэттене, который заставил по-новому взглянуть на саму концепцию городского парка.
В первые десятилетия развития Vitra Campus ландшафтный дизайн не был приоритетом. Только в процессе соединения южной и северной части кампуса, когда шла работа над променадом Алваро Сизы и проектом Гюнтера Пфайффера, начались первые ландшафтные интервенции. Проект Удольфа добавит новое измерение музею под открытым небом и станет новым опытом для его посетителей.
Все проекты Пита Удольфа объединяет одно: они выглядят как дикий, нетронутый пейзаж, но такой, который не мог бы существовать без тщательного планирования и постоянной заботы о нем. «Я действительно стараюсь воплотить фантазии людей в реальность», говорит он. И в то же время, его сады совсем не дикие в прямом смысле слова. Скорее, он старается создать сбалансированные композиции, или, как говорит он сам, сообщества растений с разными периодами цветения и жизненным циклом, так, что сад будет наполнен жизнью круглый год и будет выглядеть привлекательно не только во время цветения, но и в период увядания.
Такая система требует пристального внимания к деталям, включая точный график посадки и поиск нужных растений и поставщиков, а также разработку цветовой схемы, которая в случае Пита Удольфа сама выглядит как произведение искусства. В проекте для кампуса Vitra будет использовано около 30 000 растений, включая отдельные виды с таинственными названиями персикария (Persicaria amplexicaulis), эхинацея бледная (Echinacea pallida) и молиния (Molinia caerulea). Сад не станет просто декоративным украшением архитектуры кампуса, но, напротив, поможет увидеть существующие здания под другим углом, настаивает Удольф. Одна из целей создания цветника — отвлечь постетителей от строений и заставить вновь увидеть окружающий пейзаж, создавая вдохновляющее чувство дезориентации в пространстве: гуляя по дорожкам между растений, гости кампуса не найдут строгой геометрии или четких линий. «Я хочу, чтобы люди потерялись в саду, а не просто прошли сквозь него», — говорит дизайнер с намерением подарить всем тот же эстетический и эмоциональный опыт, что испытывает сам.
Для Пита Удольфа растения — это нечто большее, чем просто органический материал для создания сада. Его отношения с флорой граничат со страстью, а опыт и знания могут сравниться со знаниями ученых-ботаников. Но к работе с растениями он подходит скорее как театральный режиссер. «У каждого растения есть своя идентичность, так что я могу организовывать их в соответствии с внешним видом и характером. Каждое их них играет свою роль, чтобы вместе составить интересную пьесу», — говорит он.
«Если погодные условия будут на нашей стороне, первые результаты нашей работы будут заметны уже к сентябрю. Но это только начало чего-то нового, — объясняет Удольф. — Создать сад — совсем не то же, что написать картину и повесить ее на стену. Это значит написать картину и позволить ей расти и умирать, чтобы потом она возродилась вновь».