3L Store
Это лаконичное и концептуальное пространство в духе европейских галерей. Идею его создания дизайнер Наталья Маслова вынашивала пару лет, но помещение на первом этаже нового жилого комплекса на улице Льва Толстого изначально присмотрела под офис для своего бюро 3L Decor. Однако площадь позволила совместить рабочую зону и арт-пространство и таким образом воплотить мечту Натальи в жизнь.
Минималистичный интерьер в серой цветовой гамме стал идеальным фоном для авторских предметов, коллекционного дизайна и искусства. Он настолько универсальный, что его настроение и атмосфера зависят от экспозиции. Для оформления использованы всего несколько материалов: итальянский терраццо, бетонная штукатурка и стекло. Наталье было важно сохранить максимум естественного света везде, поэтому ограждения лестниц сделаны из стекла с градиентным напылением, а стеклоблоки отделяют рабочую зону от галереи, не ограничивая освещенность. Когда сюда попадаешь, на мгновенье забываешь, что находишься в Москве.
«Мне хотелось замедлить гостей, обратить их внимание на детали, предметы и побудить задуматься об авторской мысли в них заложенной, — говорит Наталья. — Я ценю простоту и естественную красоту, отбирая предметы слежу, чтобы у них была четкая и ясная концепция, безупречное качество материалов и исполнения и главное — честная, ненадуманная красота».
Экспозиция меняется по мере того, как продаются предметы, а вот художественные работы обновляют раз в три месяца. В прошлом году 3L Store начал сотрудничать с арт-галереями. Но главный экспонат в этом пространстве — длинный обеденный стол. За ним собираются для обсуждения идей, отмечают дни рождения и встречают гостей. «Это наше большое сердце», — говорит Наталья.
Booroom Gallery
Галерея существует с 2014 года и до переезда на Ростовскую набережную в 2017-м сменила две локации. Но здесь, похоже, прижилась и планирует остаться надолго — недавно площадь расширили за счет присоединения соседних помещений. Почему Ирине Будцевой, хозяйке Booroom Gallery, полюбилось это место, понятно: центр города, высокий берег реки, сквер и дом с историей. Его центральная часть была построена во второй половине 1930-х годов по проекту Ивана Жолтовского, боковая секция, где находится галерея, появились позднее, в 1970-е, но это ничуть не снижает значимость архитектуры.
Пространство выглядит вполне традиционно для галерей: белые стены, высокие потолки и огромные окна, через которые сюда попадает большое количество дневного света, а по вечерам даже закатные лучи. Обстановка аскетичная, главные герои — предметы интерьера и искусство и никакой декор не должен отвлекать от них внимание. А небольшое количество экспонатов Ирина объясняет так: «Близких и любимых людей тоже всегда немного, к пространству и выбору предметов у меня такой же подход».
За годы существования Booroom Gallery вкусы и предпочтения хозяйки изменились и это отразилось на концепции. Начиналось все с португальских брендов и художников, но постепенно появились французы, немцы, японцы и наши соотечественники. Их объединяет лаконичность, фактурные материалы, использование ремесленнических технологий и качественное исполнение. Тут представлены коллекционные предметы интерьера и авторские изделия, которые выпускаются на заказ или небольшими сериями, а их постоянный компаньон — искусство.
«Путь нашей галереи не похож на классическую историю. Треть экспозиции всегда отдавалась произведениям искусства, — говорит Ирина. — Ни одна ярмарка современного искусства не обходится теперь без участия дизайнерских галерей. Это тенденция нашего времени. Коллекционеры, собирающие картины и скульптуры, стали интересоваться предметным дизайном».
Balchug Gallery
Как говорит Пелагея Полётова, основательница галереи, этот арт-проект появился случайно. В 2020 году она нашла идеальное пространство в ЖК Balchug Residence под офис своей архитектурной студии, но в процессе планы изменились. «Мы заканчивали ремонт, и я стала наполнять помещение винтажными светильниками, скульптурами и живописью из своей личной коллекции, — рассказывает Пелагея. — Когда все встало на свои места, получилось так здорово! Это отличный пример того, как хорошо винтаж вписывается в современную архитектуру и интерьер. Мне самой подобного пространства в Москве очень не хватало. Хотелось приводить заказчиков не на мебельный склад, а в уютное место».
Под новые нужды пространство изменили совсем незначительно — тут и так была приятная, почти домашняя обстановка: деревянные панели, распашные двери, шкафы и стеллажи. Предметы из личной коллекции, не предназначенные для продажи, уступили место другим. Пелагея начала собирать экспозицию из тех вещей, которых ей самой всегда не хватало в проектах: аксессуаров, искусства, и мебели «с характером».
Личное пристрастие хозяйки — вазы — и в Balchug Gallery их больше 300 штук, среди которых антикварные изделия из Японии, коллекционный хрусталь Lalique, винтажная керамика и работы наших современных авторов. Они очень органично заняли место на полках в стеллажах, предназначавшихся для рабочих документов. Компанию им составляет коллекция книг, которую Пелагея собирает с юности. В ней много изданий выпущенных ограниченным тиражом и никогда не переиздававшихся. Их можно полистать, вдохновиться, но они не на продажу.
15/10
У галереи необычное название, но оно легко объясняется, если взглянуть на адрес — Большой Афанасьевский переулок 15/10. Тут же находится музей Дом Бурганова, с ним галерея делит уютный внутренний двор. Расположение вообще было одним и решающих факторов для Ани Манукян, основательницы, которая решилась на открытие галереи в мае прошлого года.
«Мне очень хотелось, чтобы был первый этаж и закрытая территория. Окна у нас выходят в тихий двор, что необычно для Москвы», — рассказывает она.
У галереи нет определенной концепции, тут представлены предметы интерьера и декор разных эпох и стилей. При этом хозяйке хотелось избежать стерильности white box, поэтому у стен теплый оттенок, а пол деревянный. Сейчас разномастные предметы сгруппированы по зонам, а изначально они стояли на деревянных поддонах, как на постаментах. «Пространство большое и вытянутое, а предметы сложно сочетаются между собой, но мы постарались создать между ними диалог», — говорит Ани.
В экспозиции есть ее любимчики, которые неоднократно пытались купить, но она с ними не расстается. Это светильник и стол фирмы La Maison Desny, кресла по дизайну Йонаса Болина и шкатулки современной художницы Маяны Насыбуловой.
Самое популярное место в 15/10 — библиотека на втором этаже и рабочая зона. Ани признается, что выпроводить оттуда гостей невозможно. «Зимой и осенью гости любят проводить время наверху, а в теплое время года все выбираются во внутренний двор», — рассказывает она.
Troubadour
В этой самой маленькой московской галерее удивительная атмосфера и свет: кажется что это пространство где-нибудь в жаркой солнечной стране, но нет — действие происходит в Москве. Проект Troubadour существует с 2017 года, но своим пространством обзавелся только в июне прошлого года. Тут представлены ковры и текстиль из Турции и Марокко, а также вазы ручной работы. Мебель, которой немного, стоит лишь для того, чтобы посетителям было проще представить ковры в реальной обстановке.
Вот, что рассказывает хозяйка галереи Анастасия Тимошевская: «Когда я арендовала это помещение, сделала его макет и расставляла в нем предметы, чтобы понять, сколько места они будут занимать, удобно ли будет перемещаться и какая картинка будет открываться человеку, который к нам приходит».
Она сознательно искала пространство с историей и нашла его в дореволюционном доме. Во время ремонта неожиданно вскрылись такие достоинства, о которых никто не подозревал: под слоями линолеума сохранился старый паркет, а за навесным потолком — лепнина. Их, а также старые деревянные рамы бережно восстановили и отреставрировали.
Анастасия отказалась от традиционного для галерей белого цвета, здесь использованы теплые оттенки бежевого и коричневого. Именно они дают то самое ощущение тепла и солнца. А фактурная отделка стен и минималистичность — оммаж стилистике Акселя Вервордта (Axel Vervoordt), фанаткой которого является Тимошевская. Как и у мэтра, главный герой тут — естественный свет. Большие окна, выходят не на солнечную сторону, поэтому он всегда переотраженный, чуть приглушенный — как раз то, что нужно для создания необходимого эффекта.
Другое дело
Галерея находится слева от входа в Сад им. Баумана, в бывшей усадьбе Михаила Голицына, построенной в XVIII веке. Она занимает два зала: один камерный, с камином, а второй побольше. Хозяйки «Другое дело», сестры Полина и Владислава Марковы, предполагают, что раньше он был танцевальным, а сейчас они используют его для проведения концертов, лекций и кинопоказов.
Галерею сестры открыли в неспокойное время, в мае 2022 года. Пространство нашли совершенно случайно: они выгуливали собак в парке, обратили внимание на усадьбу и узнали в администрации, что есть помещения в аренду. Сестры объявили краудфандинг и собрали деньги на ремонт, чтобы покрасить стены, устранить следы подтеков и отреставрировать лепнину.
Интерьер галереи похож на старую уютную квартиру, и именно этого добивались девушки. «Нам хотелось создать пространство, которое в первую очередь дает ощущение безопасности и спокойствия. Многие винтажные предметы в экспозиции напоминают посетителям те вещи, которые были у них в семье или у их бабушек: радиолы, светильники, мебель. Они вызывают приятные ассоциации с детством», — рассказывает Полина. Также они с сестрой продумали освещение и, помимо галерейного организовали, мягкое и психологически комфортное, дающее ощущение покоя.
Здесь можно почувствовать себя как в гостях. Всеми антикварными предметами Полина и Владислава пользуются сами и призывают посетителей не бояться делать то же самое. «Красивые старинные сервизы не должны пылиться в шкафу, ими нужно радовать себя», — говорит Полина. В экспозиции только те вещи, которые нравятся сестрам и есть несколько предметов, с которыми они не готовы расстаться ни за какие деньги: например, кресло «макинтош», найденное на складе во Владимире, в нем во время мероприятий сидят лекторы или музыканты.