О русском дизайне
Мне кажется, у нас всегда был большой упор на качество и сложность работы, потому что наши заказчики это ценят. В Европе или Америке никто так тщательно не изучает стыки, примыкания и швы, никто не обращает столько внимания на качество и долговечность материалов. В большинстве случаев дизайнер в России работает над очень большим объемом задач и может совмещать сразу несколько ролей — создавать планировку, декорировать, заниматься согласованием с инженерами, поэтому, мне кажется, наши дизайнеры более профессиональны и квалифицированы в определенных вопросах.
В послевоенной Италии промышленный дизайн развивался при поддержке государства почти 80 лет, у нас на это было только 20 лет. Ни одна другая страна не добилась такого прогресса за столь короткий срок. Сейчас нам не хватает внутренних взаимосвязей, инфраструктуры, образования, тесно связанного с практикой.
О возможностях
Важно развивать не только дизайн, но и другие смежные области — образование, производство, взаимодействие между дизайнерами и исполнителями, заниматься маркетингом и продвижением. Российское производство во многих сферах может быть лучше, чем зарубежное, и важно, чтобы заказчики тоже видели это. У нас было очень много возможностей найти что-то на других рынках, но если взять архитекторов прошлого, например, Шехтеля, то мы увидим, что он проектировал все от самого здания до последней дверной ручки, витражей, рисунков для тканей. Мне кажется, будущее — в таком взаимодействии, причем в смежных отраслях.
О поддержке российского дизайна
Главный способ поддержки — покупать предметы российского дизайна, каждый день выбирать локальное, между китайским масс-маркетом и небольшим российским производством отдавать предпочтение последнему. Зарубежные дизайнеры любят рассказывать, что в проекте применяли только местные породы дерева и камня, труд местных рабочих — и это очень правильно. Это помогает создавать рабочие места для сообщества, снижать экологическую нагрузку и несет много других преимуществ.
Для нас это новая тенденция. Кажется, что ценно привезти диван с другого конца света и ждать его 12 месяцев. Но ценно как раз другое. Купите диван российского производителя, расскажите о том, что вы поддержали его, создали рабочие места и возможности не для какой-то маленькой итальянской деревушки, а для подмосковной деревни и фабрики, которая там находится. Нам нужен положительный пиар локального — это то, что сейчас важно развивать.
Дизайнер Надя Зотова, основатель студии Enjoy Home, www.enjoyhome.ru