Как родилась идея заняться предметным дизайном
Я занимаюсь дизайном жилых интерьеров, но при этом интересуюсь коллекционным и предметным дизайном. Стараюсь посещать выставки дизайна (такие как Collectible, Salone del Mobile.Milano, Design Miami/Basel, Paris Design Week и др). Ищу на них вдохновение для своих интерьерных проектов и всякий раз поражаюсь смелости некоторых дизайнеров, как и в абсолютно новаторских подходах, так и в свежем прочтении давно известного. В детстве, на каникулах в деревне, я создавал скульптуры-инсталляции из старых досок и утвари. Идея переосмысления каких-то предметов, материалов и использования их необычным образом занимает меня и сейчас. Отчасти поэтому мне и захотелось попробовать себя в предметном дизайне.
Почему именно вешалки стали первым объектом
Как дизайнеру интерьеров мне постоянно приходится сталкиваться с необходимостью комплектации гардеробных комнат вешалками, и с этим всегда возникают проблемы: выбор небольшой, интересные варианты встречаются нечасто. А ведь красивая вешалка может стать как украшением домашней гардеробной, так и магазина дизайнерской одежды.
Мне стало интересно попробовать придумать свой дизайн этого предмета. Я начал экспериментировать с разными материалами: деревом, металлом, но вешалки получались слишком тяжелыми и сложными в изготовлении. Поэтому в итоге я выбрал переработанный пластик — легкий, функциональный и к тому же экологичный (идея вторичного использования материалов важна для меня).
О текущих проектах и планах на будущее
Первая вешалка из листового пластика под названием Shoulder-Yoke («Коромысло») была изготовлена студией 99Recycle в Санкт-Петербурге. Традиционная форма коромысла была переработана в яркий современный предмет. Этот объект стал финалистом конкурса Plastic Prize 2022, организованным галереей Rossana Orlandi Gallery в Милане. К сожалению, округлость граней, которую сделали вручную, оказалась трудно повторяемой и не подходящей для тиражирования.
Продолжив поиски решения, я создал вешалку Cross-Stitch («Вышивка»), источником вдохновения для которой служили народные орнаменты. Контуры этой вешалки напоминают узор, вышитый крестиком — вешалка получилась эффектной и отлично подходит для верхней одежды.
Также я решил поэкспериментировать с 3D печатью из пластика. Так появилась вешалка Malevich («Малевич»): ее форма, отсылающая к авангардному искусству, имитирует профиль головы и плеч человека. Предмет получился очень функциональным, за счет округлой формы «плечиков» одежда не будет мяться, а нижнюю перекладину можно использовать для брюк.
Сама идея 3D-печати мне кажется очень классной и перспективной. В теории, когда технологии так разовьются, что 3D принтер будет стоять в каждом копировальном центре, можно будет печатать себе многие предметы интерьера и быта, покупая у дизайнеров только чертеж идеи. Плюс в отличие от вешалок из листового пластика, которые можно изготавливать в одном цвете партиями по 30-50 шт. (кратно одному листу переработанного пластика), 3D вешалка может быть напечатана даже в одном экземпляре.
О ситуации в российском дизайне: что изменилось, куда все движется
Сложно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, в последние годы российский дизайн имел такое заметное развитие, что даже просто инерции должно хватить надолго. Также после ухода европейских компаний с российского рынка появились незаполненные ниши, что, по идее, должно стимулировать внутреннего производителя. Но лично мне кажется, что создавать что-то проще тогда, когда есть возможность как-то планировать свою работу. Конечно, всегда хочется надеяться на лучшее, и в российском дизайне в частности.