Основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров России, руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
Студия «Точка дизайна»Да будет цвет!
Я все больше вижу (и утвердился в этом ощущении благодаря выставке) потребность людей жить красивой жизнью: в цвете, не ограничивая себя в интерьере искусственными монохромными гаммами, вижу желание праздника.
Выставка показывает, что все основные бренды следуют данному тренду и начинают разбавлять свои природные оттенки, составляющие основную палитру, более яркими, экспериментируют в направлении более ярких решений. Это выглядит как некое высказывание, мы все живем в весьма непростое время, жизнь нас постоянно испытывает, и нам хочется высказаться, подать голос — в этом помогают яркие оттенки.
Сейчас мы можем встретить в целом ровные интерьеры с четкой выверенной спокойной палитрой, в которые врывается яркая обивка кресла, как, например, у Antonio Lupi с фиолетовым. Даже такой консервативный бренд, никогда не отличавшийся подобными яркими высказываниями, в своем спокойном интерьере добавил его в виде фиолетового кресла. Всплески цвета можно увидеть также у Poliform, Minotti и других топ-брендов.
В этом году я выделил бы следующие основные цвета: безусловно, это оттенки красного, более благородного винного цвета, и оттенки зеленого. Для меня это два главных цвета на Salone del Mobile.Milano 2024. Конечно, были и другие локальные цвета в виде того же фиолетового, где-то виднелись и остатки терракоты. Хотя здесь мы с дизайнерами студии не совсем совпадаем во мнениях, многие считают, что терракотового цвета по-прежнему много на стендах, но я в больших количествах увидел его только у Baxter.
Мне кажется, что терракотовый цвет — это уже нисходящий тренд, который сейчас активно вытесняется винным — не совсем марсала, а скорее оттенком, берущем свое начало в красном мраморе, столь любимом итальянцами.
Уникальность и артистичность
Продолжаем говорить о важном тренде — желании жить ярко, любоваться природными вещами и уникальными объектами. Здесь я вижу два момента. Первый — дизайн как арт. Каждый бренд стремится создать продукт в коллаборации либо с великим дизайнером, либо с великим художником. Это может быть журнальный столик, рама для зеркала, кресло, торшер. Объект, который может встраиваться в любой, даже очень скучный интерьер и быть самостоятельным объектом декора.
Суть тренда в том, что обычные предметы нашего обихода (например, та же придиванная тумба или письменный стол), начинают требовать к себе повышенного внимания и становиться действительно красивыми и эффектными. Теперь уже мало просто поставить в гостиной журнальный столик, он должен быть произведением искусства. И здесь на помощь приходит не только дизайн, но и крафт в виде тех же мраморных сложных изделий. Примером может служить Poliform. В этом году бренд представил потрясающие кофейные столики. Их хочется разглядывать вечно, они единственные в своем роде. Таким образом, в моде сейчас уникальные вещи — природные либо коллекционные, а не массовые, безликие и однотипные.
Второй момент здесь — это попытка, на мой взгляд, придать жизни некоторым предметам. Например, кресла, напоминающие домашних животных, пуфы, которые вот-вот оживут. Речь идет о создании веселых образов, которые могут стать живой деталью в интерьере, вашим другом в нем. В этом есть что-то детское. Сейчас много семей, живущих работой или учебой — это касается не только взрослых, но и детей. Появление в доме таких объектов явно делает нашу жизнь веселее, забавнее, привносит в нее элемент несерьезности и игры.
Сложные и роскошные отделки
Размышляя о локальных трендах, хочу отметить большое количество гальванических кухонных фасадов. Кухня вторгается в наше жилое пространство все больше и больше. Также, все больше появляется реечных фасадов — это могут быть либо полностью прозрачные фасады, где между рейками воздух или за ними сплошное стекло, либо фасад, выбранный фрезой под рейку. Такое присутствует практически у всех кухонных брендов.
Хочется отметить и усложнение отделок внутри. Производитель фурнитуры Blum, к примеру, стал делать весьма необычные полки — еще более изящные, качественные, роскошные и богатые.
Сложные формы
Еще один локальный кухонный тренд, который мне подсказала Варвара Чеснокова, это появление круглых элементов буквально во всем. Порядка 90% кухонных производителей делают приставной столик круглым. Аналогичную тенденцию я заметил и в диванах. Мы сейчас не найдем ни одной прямой модели — они повально все ломанных форм, закругленные, трапециевидные, многоугольные. И практически везде есть какое-нибудь закругление. У Minotti, например, круглые пуфы даже врезаются в диван и смотрятся вместе, как единое целое — выглядит просто потрясающе!
Наличие гигантского количества неправильных форм, закругленные углы во всех плоскостях — от малых до больших, от столов до столешниц, стульев, кресел и диванов, — это просто повальный тренд.
Я думаю, что в 90% продукции мы не найдем больше холодного, рассудительного, четкого минимализма, в котором все четко, ортогонально, с острыми углами. Минимализм стал другим. Он подразумевает спокойную гамму, очень выверенные цветовые сочетания и форму, которая при этом не обязательно должна быть прямоугольной и «правильной».
Выразительная сантехника
Особняком для меня стоят сантехнические изделия и смесители. Практически все производители начинают заигрывать с цветной керамикой, цветными раковинами и унитазами. Даже такие, казалось бы, консервативные бренды, как Laufen, начинают быть похожими на Flamenio, Cielo и Artceram — становятся цветными, представляя очень широкую цветовую палитру (более 40 цветов по моим подсчетам). И это очень радует. Данный тренд закрепляет, по сути, первый — говорит о нашем желании жить в ярких, эмоционально заряженных интерьерах.
Говоря о сантехнике, я хочу также отметить смесители, которые становятся просто шедеврами. Каждый производитель стремится сделать свой смеситель особенным. Обычно это касается ручки: она может быть с необычной фрезеровкой и формой, необычного цвета и дополненная новыми материалами — мрамором, кожей, фарфором. Смеситель тоже не хочет быть скучным, он присоединяется к армии желающих жить весело и все больше становится произведением искусства.
И здесь для меня было три больших открытия. Марка Gessi по-прежнему делает одни из самых красивых смесителей. Например, играет с темой высокой моды и создает формы смесителей с отсылкой к модным домам. Так мы можем видеть в рукоятках управления смесителем лепестки, очень похожие на Van Cleef & Arpels.
Также Gessi представил смеситель из бамбука прошлогодней коллекции. Но в этом году бренд идет дальше, добавляя в коллекцию дверные ручки для полного завершения образа.
Вторая находка — Officina Nicolazzi. В свои замечательные смесители в этом году компания добавила фарфор — мне очень понравилось. И завершаю этот блок французским брендом THG Paris, который тоже представил в Милане очень красивые смесители. На самом деле этот список можно продолжать бесконечно, необычных моделей на выставке встречалось очень много — самого разного толка, иногда такие смесители могут напоминать миниатюру, игрушку ручной работы, украшения.
Ренессанс мрамора
Следующий тренд, который я хочу отметить, это повальное увлечение мрамором. Его используют абсолютно все и не только на привычных кухонных столешницах. Мрамор появляется и в отделке кресел, и в отделке журнальных столиков. Он представлен ярким, разбавляющим интерьер. При этом ткани и ковры остаются достаточно спокойного, нейтрального, однородного цвета, на фоне которого мрамор с его сложным рисунком выступает как главный герой, создавая эффектный контраст между природным и рукотворным.
Я вижу большое количество мрамора у самых дорогих брендов на кухне. Я рад этому тренду, рад его возвращению. Хочется также отметить и локальные тренды по работе с мрамором, а именно, его обработку. У многих марок присутствуют на столешницах необычные углы/ободки — не просто слэбы, а настоящие арт-объекты.
И напоследок, хочу отдельно остановиться на топ-брендах. Взять хотя бы Kartell. Компания уже давно превратилась из марки, просто выпускающей дизайнерскую мебель из пластика, в настоящего законодателя мод. Она сотрудничает с самыми известными дизайнерами планеты и представляет не просто новинки, а глобальный дизайн с массой идей по оформлению целых комнат и жилых пространств. По сути, Kartell показывает, как нам жить, демонстрируя смелые сочетания цветов и объектов и работая на стыке искусства и дизайна (вспомним хотя бы новинку, созданную для бренда Фабио Новембре (Fabio Novembre) — граненые бриллианты из пластика).
Стенд Kartell из царства яркого пластика превратился в невероятно модное, продуманное, глубокое пространство с большим количеством цветовых решений. Сейчас это красивый стенд, который можно фотографировать и где можно (и нужно) черпать идеи.
Или, скажем, Cassina — один из самых консервативных, на мой взгляд, брендов. Каждый год они показывали иконы, которые аккуратно переиздают, и не предлагали ничего нового. Все изменилось после прихода Патрисии Уркиолы. Сейчас в Cassina вы увидите такое буйство красок, какого давно не бывало, и огромное количество новинок. Бренд поменял свое лицо и дизайн-код, из скучного и предсказуемого превратился в модный, молодежный и снова актуальный, как никогда. Теперь он выглядит не как адвокатское бюро или лобби-центр где-нибудь на Манхэттене, эту мебель можно представить в любом самом модном интерьере от самого модного дизайн-бюро — и все это, бесспорно, заслуга Уркиолы. Кстати, это и есть тот самый тренд, о котором я сказал в самом начале — желание жить ярко и весело.